Государство разбирается с дорожным кризисом на юге России
«Автодор» заказал проект развития дорожной сети во всем регионе
Госкомпания «Автодор» проводит конкурс на проработку проекта развития сети дорог Южного федерального округа, итоги будут подведены 18 сентября, говорится в опубликованной конкурсной документации. Начальная максимальная цена контракта – 349 млн руб. По его результатам будет понятно, какие дороги нужно строить в первую очередь, следует из документов.
Пробки возникают почти на всех трассах юга: например, с потоками автомобилей не справляются дальние подходы к Крымскому мосту (в районе Славянска-на-Кубани), заторы возникают в районе Джубги, г. Горячий Ключ и т. д.
Сложнее всего ситуация на побережье. В конце августа из-за завершения сезона отпусков загрузка главной дороги побережья А147 Джубга – Сочи – граница с Абхазией (на многих участках это двухполосный серпантин) увеличилась до 678,5%, сообщало ФКУ «Упрдор «Черноморье». В отдельные дни по дороге, рассчитанной на проезд 6000 автомобилей в сутки, проехало более 46 000 машин.
Альтернатива стоит дорого: строительство новой скоростной трассы Джубга – Сочи Минтранс оценивал в 1,6 трлн руб. Высокая цена объяснялась тем, что дорога почти целиком состоит из мостов и тоннелей. Вице-премьер Максим Акимов называл трассу Джубга – Сочи проектом не текущего президентского срока, но в сентябре министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что решение о строительстве отдельных участков трассы может быть принято в ближайшее время.
«Автодор» осматривает весь Краснодарский край и Адыгею, чтобы до конца 2019 г. проработать новые маршруты, говорил летом его предправления Вячеслав Петушенко. Проект получил название «Черноморье», о результатах проработки госкомпания доложит в правительство. Главная задача – «освободить Черноморское побережье Краснодарского края от транзитного железнодорожного транспорта и пассажирского, чтобы Черное море было для отдыха», объяснял Петушенко. Проект «Черноморье» – это не отдельная дорога, а концепция развития скоростной сети на территории региона, учитывающая развитие альтернативных видов транспорта, объяснил представитель «Автодора». Освободить побережье от дорог можно, если построить новую трассу Джубга – Сочи и отодвинуть железную дорогу от побережья, объясняли участники совещаний по проекту.
Возможности бюджета ограничены и все дорожные проекты юга фактически конкурируют друг с другом, говорит участник правительственных совещаний.
Помимо Джубга – Сочи, новой трассы к Крымскому мосту Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (формально это реконструкция), а также трассы М4 «Дон» в список для проработки вошли и другие объекты, следует из опубликованных документов. Госкомпания передаст исполнителю материалы проработки по перспективным проектам: Краснодар – Абинск – Кабардинка, дорогам к Новороссийскому транспортному узлу в Краснодарском крае, дороге Новороссийск – Керчь, недостроенному тоннелю на участке Шаумяновского перевала дороги Майкоп – Туапсе.
Чтобы обеспечить транспортную безопасность Сочи, прорабатывается строительство еще одного автомобильного подъезда в город по маршруту Черниговское – Дагомыс (Лазаревское). Этим летом участок дороги Джубга – Сочи после продолжительных ливней обрушился – проехать было невозможно.
Исполнитель проведет ранжирование – определит приоритетные проекты и этапность реализации, предложения о сроках и источниках финансирования. После этого правительство примет решение о целесообразности дальнейшей реализации того или иного проекта и ее способ. В состав работ включена разработка транспортной модели – чтобы спрогнозировать интенсивность движения транспортных средств на предполагаемых дорогах и определить оптимальные маршруты.
В Новороссийске транспортная ситуация критическая, рассказывает вице-президент «Центра экономики инфраструктуры» Павел Чистяков: «На въезде в город круглосуточная пробка из-за того, что большой грузовой трафик направляется к крупнейшему порту непосредственно через город». Комплексная концепция позволит учесть взаимное влияние дорог и проработать сценарии – показать, какая конфигурация дорог оптимальна для решения транспортных и экономических задач, говорит Чистяков.
Это один из редких конкурсов на комплексную оценку дорожных проектов в одном отдельно взятом регионе: обычно подобные конкурсы объявляются на отдельные трассы и даже на участки трасс, вроде обходов городов, – но правильно смотреть на такие проекты развития транспортной сети региона в комплексе, соглашается партнер «НЭО центра» Алексей Ефанов. С учетом того что подобные исследования для отдельных трасс стоят около 30–50 млн руб., стоимость комплексной оценки трасс целого региона не выглядит завышенной, считает Ефанов.