Новые заводы и полигоны не попали в схемы обращения с мусором

Проверка выявила много недочетов
Регионы не запланировали новые полигоны, выяснил оператор мусорной реформы
Регионы не запланировали новые полигоны, выяснил оператор мусорной реформы / Максим Стулов / Ведомости

Компания, созданная для проведения мусорной реформы, – «Российский экологический оператор» (РЭО) – раскритиковала планы регионов по работе с мусором.

РЭО проанализировал 40 территориальных схем обращения с отходами, сообщил «Ведомостям» заместитель гендиректора РЭО Вячеслав Духин. А оставшиеся планирует рассмотреть до ноября.

Территориальные схемы – план реформы на много лет вперед, определяющий, как будет развиваться отрасль. В них указано, где и сколько образуется мусора, как часто его нужно вывозить и куда. Региональные власти должны были составить такие схемы и провести конкурс для выбора оператора, отвечающего за их исполнение.

Перейти на новый режим работы все регионы (кроме получивших отсрочку Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должны были с 2019 г. Но к концу первого полугодия 11 регионов не успели сделать этого, констатировала Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), всего было выбрано 189 региональных операторов (контракты заключаются, как правило, на 10 лет).

Самый распространенный недостаток [в схемах] – отсутствие информации о перспективных объектах инфраструктуры, рассказывает Духин. В разработанные схемы, по которым уже начали работать операторы, не включены будущие заводы и полигоны. Часто в схемах нет детализированной информации о мощностях и сроках ввода таких объектов в эксплуатацию. А в некоторых схемах не указано, как организован раздельный сбор мусора, как обращаться с крупногабаритными отходами, иногда количество отходов, указанное в схеме, не соответствует утвержденным нормативам их накопления.

Есть и обратная проблема. Например, в Мордовии оператора оштрафовали за то, что он не вывозит отходы на указанные в схеме, но еще не построенные объекты, рассказывает гендиректор «Ремондис Саранск» (региональный оператор в Мордовии) Светлана Бигессе.

Лучшей РЭО признал схему Тульской области. А меньше всего отвечают требованиям схемы Ростовской области, Краснодарского края и Чувашии. Представители властей этих регионов не ответили на запросы «Ведомостей».

А еще 32 региона могли бы оптимизировать логистику и снизить тариф, заключив межтерриториальное соглашение с другими регионами, оценивает РЭО. Например, Краснодарский край и Республика Адыгея, где в 31 км от Краснодара есть мощности по обработке и размещению отходов. А в Краснодарском крае есть полигон, который находится близко к одному из городов Адыгеи.

Перевозить отходы в другой регион только из-за близкого расстояния неправильно, считает председатель совета директоров «Чистого города» (оператор в том числе в Адыгее) Полина Вергун. Надо учитывать тариф на размещение на полигоне, его мощность и вместимость. Например, если направить отходы из Краснодара на полигон Адыгейска, не рассчитанный на это, его можно заполнить за несколько месяцев, предупреждает Вергун, и Адыгея от такого взаимодействия пострадает. Кроме того, отходы из соседнего региона могут вызвать острую негативную реакцию населения, добавляет она.

Представитель администрации Адыгеи не ответил на запрос ­«Ведомостей».

Некоторые регионы завышают будущие показатели утилизации, рассказывает Духин. Например, завод в Мордовии обещает утилизировать 100% отходов, но, по оценкам РЭО, 20% отходов будет захораниваться. Расчетные показатели в 100% утилизации органической фракции вполне корректны, спорит представитель минжилкомхоза Мордовии.

Большинство регионов готовили схемы в спешке и теперь их корректируют, говорит управляющий партнер ГК «Мехуборка» (оператор в Краснодарском и Забайкальском крае, Башкирии и др.) Дмитрий Назаров. Но некоторые регионы хотят не корректировать, а полностью разрабатывать новые схемы, что плохо скажется на рынке региональных операторов и создаст неопределенность, считает он.

При этом системы раздельного сбора отходов нет в большинстве регионов не из-за отсутствия их в схемах, а из-за недостатка механизма финансирования инфраструктуры для него, говорит Бигессе. Нужны отдельные контейнеры, парк мусоровозов, линии сортировки вторсырья из раздельного сбора и проч., перечисляет она, такое финансирование может формироваться за счет платежей бизнеса – по расширенной ответственности производителя, как в ЕС, заключает она.