Бизнес может получить налоговые льготы за строительство на Дальнем Востоке
Но вряд ли они обеспечат массовый приток инвестицийКомпании, построившие инфраструктуру общего пользования на Дальнем Востоке, могут получить льготы по налогу на прибыль, НДПИ, земельному и имущественному налогам. Такое предложение содержится в проекте национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 г. и на перспективу до 2035 г. («Ведомости» ознакомились с копией, содержание подтвердил представитель Минвостокразвития). Программа будет обсуждаться на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который начнется в среду во Владивостоке.
Экономика Дальнего Востока среди аутсайдеров – по большинству показателей занимает предпоследнее место в стране, признают авторы аналитического обзора InfraOne «Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток». Даже появление в составе округа двух новых регионов – Бурятии и Забайкальского края – ситуацию не изменило, а только увеличило потребности в инвестициях, особенно в инфраструктуру.
В развитии инфраструктуры Дальний Восток также отстает от других регионов страны. Индекс ее развития за 2018 г. опустился ниже среднероссийского (5,44 и 5,59 соответственно), оценивают аналитики InfraOne. По их подсчетам, за 2019–2021 гг. в инфраструктуру региона нужно вложить минимум 150–180 млрд руб. (или 5–6% необходимых инвестиций в инфраструктуру всей России). А для развития округу нужно около 350–355 млрд руб. вложений до 2022 г.
Механизмы поддержки инвестиций в инфраструктуру региона уже есть. С 2015 г. бизнес может получить субсидии из федерального бюджета на создание инфраструктуры, необходимой для запуска новых производств на территории Дальнего Востока. Взамен инвестор должен сам построить инфраструктурные объекты и запустить новое предприятие. Инфраструктура остается в собственности инвестора, бюджет не тратит деньги на эксплуатацию. За счет этого механизма в инфраструктуру региона было привлечено 234 млрд руб. от 14 компаний, сообщил представитель Минвостокразвития.
Новый механизм предлагает стимулировать инвестиции не с помощью субсидий, а налоговых льгот.
Законопроект готовится к внесению в правительство, говорит представитель Минвостокразвития. Минфин проект поддерживает, говорит его представитель. Минвостокразвития рассчитывает, что новый механизм может заработать уже в 2020 г.
По проекту инвесторы, самостоятельно построившие необходимую для предприятия инфраструктуру, будут получать льготы по основным налогам. Регионы сами смогут решить, предоставлять ли льготы, по каким налогам и для каких проектов, уточняет представитель Минвостокразвития. Для этого компания и регион должны будут заключить соглашение о строительстве объекта, после его ввода в эксплуатацию регион оценит стоимость объекта (в том числе изучит, не использовались ли материалы и работы по завышенным ценам), объясняет представитель Минфина. Затем компания и регион должны подписать документ, где будут указаны сумма и налоги, по которым недоплачивает компания, уточняет он.
На Дальнем Востоке уже действуют разные льготные налоговые режимы. Например, для резидентов региона (за исключением нефтегазовых и финансовых проектов) первые пять лет обнуляется налог на прибыль, имущественный и земельные налоги, а также снижается НДПИ и страховые взносы (в течение 10 лет). Также на льготы могут претендовать участники региональных инвестпроектов, они не платят налог на прибыль в федеральный бюджет 10 лет, а в региональный платят лишь 10% в течение пяти лет, хотя регион может и обнулить свою часть. Такие региональные проекты есть на Дальнем Востоке, рассказывает партнер Dentons Василий Марков.
Всего за 2018 г. на льготы по ненефтегазовым расходам (без учета льгот по НДС) бюджет потратил 781,3 млрд руб., оценивал Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 гг.». Налоговые расходы на льготы по НДПИ за 2018 г. превысили 1,2 трлн руб.
Предложение Минвостокразвития – важная новация, считает вице-президент ООО УК «Полюс» Сергей Журавлев. Большинство золоторудных месторождений находятся в отдаленных и труднодоступных участках местности: без дорог, линий электропередачи, рассказывает он, компаниям зачастую проще и быстрее их построить самостоятельно, чем ждать, пока это сделает государство. Сейчас такие затраты могут быть компенсированы за счет бюджетных субсидий, но их лимиты ограничены, рассказывает Журавлев. Компенсация расходов на инфраструктуру за счет налоговых льгот – более прогрессивный механизм, который также снижает нагрузку на бюджет, объясняет Журавлев.
Налоговые льготы лучше прямого субсидирования, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Механизм может сказаться на росте инвестиций в инфраструктуру Дальнего Востока, но вряд ли за счет этих мер они станут массовыми, считает она.
Сам по себе механизм возврата инвестиций через освобождение от налогов удачный, полагает и Марков. Но он не всегда работает, напоминает он, например, инвестиционный налоговый вычет (компании могут вычесть из налога на прибыль до 50% расходов на инфраструктуру. – «Ведомости») пока на практике так и не заработал, признает он. А для Дальнего Востока льгота будет менее интересна, ведь первые годы ставка по многим налогам и так обнулена. Вряд ли подобные льготы – это то, с чего нужно начинать привлечение инвестиций на Дальний Восток, заключает Марков.