США и Китай ввели новые пошлины

Теперь последствия их торговой войны ощутят потребители
Шьющиеся в Китае кроссовки американской Nike будут обходиться американцам дороже
Шьющиеся в Китае кроссовки американской Nike будут обходиться американцам дороже / Richard Vogel / AP

Администрация президента США Дональда Трампа с 1 сентября ввела обещанные 15%-ные пошлины на импорт из Китая. Ими будут облагаться такие потребительские товары, как одежда, многие виды электроники и некоторые виды обуви, импорт которых в прошлом году составил $111 млрд, по оценкам The Wall Street Journal. Китай ввел ответные пошлины, в том числе на сырую нефть.

Пекин делает ставку на то, что его экономика лучше выдержит торговую войну, считают специалисты.

Прежде Вашингтон обложил 25%-ными пошлинами китайский импорт на $250 млрд (с 1 октября они должны вырасти до 30%). Они касались в основном товаров, используемых в цепочках поставок производителей, которые старались не перекладывать дополнительные издержки на своих клиентов. Но даже эти пошлины обойдутся американским домохозяйствам в среднем $831 в год, прогнозировал весной Федеральный резервный банк Нью-Йорка. Новые же меры применяются непосредственно к потребительским товарам, и это может привести к более значительному росту цен. Также с 15 декабря США планируют ввести 15%-ные пошлины и на другие потребительские товары, в том числе на смартфоны, ноутбуки и игрушки. Их импорт в прошлом году был равен $156 млрд.

Это плохие новости для потребителей, уверен Чед Баун из Института мировой экономики Питерсона. «Но не стоит ожидать, что цены вырастут немедленно, – отметил он (цитата по Financial Times). – Пройдет какое-то время, прежде чем подорожавшие одежда и обувь будут отгружены в портах и попадут на полки магазинов и склады онлайн-ритейлеров».

Трамп выбрал неверную тактику в торговой войне, считает Майрон Бриллиант, руководитель отдела международных отношений Торговой палаты США. «Пошлины, или фактически налог на импорт, обойдутся каждому американскому домохозяйству в среднем в $600–1000 к концу года», – цитирует его WSJ. Мнение Бриллианта разделяет президент крупнейшего в США объединения профсоюзов AFL-CIO Ричард Трумка, который отмечает, что ни одна страна не сможет в одиночку заставить Китай изменить свое поведение.

Но Трамп не согласен с критиками. В Twitter он привел слова экономиста Питера Мориси о том, что пошлины не должны «так сильно» ударить по американцам благодаря снижению курса юаня и возможности найти альтернативных поставщиков из других стран. «Нет причин покупать все у Китая!» – добавил Трамп.

Пекин в конце августа предупредил, что тоже введет пошлины в ответ на действия Вашингтона. Всего Китай собирается ввести дополнительные ставки от 5 до 10% на товары стоимостью $75 млрд, но часть пошлин он тоже отложил на 15 декабря. С 1 сентября подорожают, в частности, поставки соевых бобов на $3,2 млрд и сырой нефти – на $2,55 млрд, по данным Panjiva Research.

Делегации США и Китая должны продолжить переговоры в сентябре. Уже больше года Трамп пытается снизить дефицит во внешней торговле с Китаем и заставить Пекин пойти на реформы, которые защищали бы интеллектуальную собственность иностранных компаний и сделали бы китайский рынок более открытым для них.

Но Пекин сомневается в возможности заключить сделку, пишет WSJ со ссылкой на людей, знакомых с ходом переговоров. «Власти Китая пришли к выводу, что им вряд ли удастся договориться с Трампом», – приводит издание слова Артура Кробера из Gavekal Dragonomics. По его мнению, стратегия Китая теперь заключается в том, чтобы помочь своей экономике выдержать связанные с торговой войной трудности и ждать, когда страдающие американские фермеры и компании окажут давление на Трампа.

Есть признаки, что пока ситуация складывается в пользу Китая. Индекс деловой активности в его производственном секторе в августе вырос до 50,4 пункта, самого высокого значения с марта. При этом индекс впервые за три месяца превысил значение 50 пунктов, которое отделяет рост от снижения активности. Этого удалось добиться благодаря таким мерам, как увеличение затрат на инфраструктуру, отмечает FT. По мнению аналитиков, Пекину также придется смягчить денежную политику. «Китайская экономика показала признаки краткосрочного восстановления, но понижательное давление на нее остается проблемой в долгосрочной перспективе, – говорит Чжэншэн Чжон из китайской инвесткомпании CEBM Group. – Китаю нужно усилить стимулирование экономики на фоне нестабильных отношений с США».

В то же время уверенность американских потребителей в августе снизилась до 89,8 пункта, минимума с октября 2016 г., по сравнению с 98,4 в июле, показало исследование Мичиганского университета. Это самое значительное месячное падение с декабря 2012 г., треть опрошенный объяснили ухудшение настроений пошлинами.

Кроме того, в августе до самого низкого с ноября 2012 г. опустился показатель уверенности малого бизнеса в США, показало исследование Vistage Worldwide. Оно было проведено по заказу WSJ после того, как Трамп в начале августа пригрозил Китаю новыми пошлинами. Они негативно отразятся на бизнесе, отметила почти половина опрошенных компаний. Хотя некоторые владельцы малого бизнеса поддерживают политику Трампа в отношении Китая, они тоже отмечают, что из-за связанной с торговым конфликтом неопределенности им трудно заниматься планированием. «Адаптироваться к росту цен непросто, особенно когда не знаешь, какой будет дальнейшая политика, – приводит WSJ слова экономиста Мичиганского университета Ричарда Кертина. – Из-за этого небольшим компаниям приходится быть осторожнее с инвестициями и при найме сотрудников».

Шьющиеся в Китае кроссовки американской Nike будут обходиться американцам дороже