Закупки госкомпаний остаются непрозрачными

Чиновники задумались об ужесточении правил игры
В законе о закупках госкомпаний правил практически нет
В законе о закупках госкомпаний правил практически нет / Андрей Гордеев / Ведомости

По данным мониторинга за первое полугодие, опубликованного Минфином, закупки госкомпаний и естественных монополий составили 6,4 трлн руб. (на 14,7% меньше, чем годом ранее), а среднее количество заявок, и без того низкое, снизилось еще на 10% и составило в среднем 1,36 заявки. Остается загадкой, почему конкуренция в закупках госкомпаний в 2 раза ниже, чем в госзакупках, признавал замминистра финансов Алексей Лавров (цитата по «Интерфаксу»). Более 5,4 трлн руб. потрачено на закупки у единственного поставщика и «прочие» способы. В новой редакции закона наряду с конкурсом, аукционом, запросом предложений или котировок и закупкой у единственного поставщика предусматриваются иные: тут и очень сложные способы отбора, и закупки почти без формальностей – переговоры, выбор из прайс-листа, приглашение к сотрудничеству и проч., говорится в мониторинге.

Нужно унифицировать способы определения поставщика, возможно, ввести закрытый перечень способов закупок, предлагает Минфин, такой перечень есть в более строгих правилах госзакупок.

Ввести закрытый перечень способов закупок госкомпаний правительство пытается с 2015 г., но вместо него появилось деление на конкурентные и неконкурентные способы закупок, возможность самим описать процедуры осталась.

Директор департамента Минфина Татьяна Демидова считает, что о закрытом перечне говорить рано: унификация видов закупок не означает унификации процедур, их устанавливает сам заказчик.

Что изменится, если способы закупок будут называться одинаково, а порядок проведения и критерии выбора победителя останутся разными, удивляется директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон: важнее отсутствие подзаконных актов, которых рынок ждет от правительства.

В законе о закупках госкомпаний правил практически нет – и представления, как действовать, различны: у заказчиков свое понимание, а у контролирующих органов – свое, констатирует замруководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. Чтобы навести порядок и создать конкурентную среду, нужно установить правила в самом законе – и по процедурам закупок, и по требованиям к участникам, и по исполнению контрактов, считает он.

Закон о закупках госкомпаний не может быть таким же, как закон о госзакупках, степень свободы и условия работы бизнеса и госорганов сильно отличаются, продолжает Евраев. Но без внятных правил ничего, кроме бардака, не будет, уверен он: «Мы говорим не о частном бизнесе, а о госкомпаниях и естественных монополиях, от прозрачности и качества работы которых во многом зависят и тарифы, и социально-экономическая среда». Нужно, чтобы правила в законе появились, резюмирует Евраев.