Росреестр предлагает отменить имущественную ответственность госслужащих

Которые представляют государство в советах директоров компаний
Представители государства, в том числе министры, в советах директоров госкомпаний будут освобождены от субсидиарной ответственности в случае банкротства бизнеса
Представители государства, в том числе министры, в советах директоров госкомпаний будут освобождены от субсидиарной ответственности в случае банкротства бизнеса / Андрей Гордеев / Ведомости

Госслужащие представляют государство в советах директоров госкомпаний безвозмездно, поэтому они не должны нести субсидиарную ответственность в случае их банкротства – письмо с такой позицией Росреестр направил курирующему службу Минэкономразвития в конце июля. «Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность подтвердили федеральный чиновник и юрист, знакомый с содержанием письма. Служба предлагает внести такие поправки в закон о банкротстве.

Субсидиарную ответственность несут все лица, принимавшие или влиявшие на принятие решений банкрота, – руководитель, собственники, главный бухгалтер и др. Этот долг остается на человеке до тех пор, пока не будет погашен, – хоть на всю жизнь.

Сейчас к субсидиарной ответственности по долгам госкомпаний могут быть привлечены не только представители государства в совете директоров, но и чиновники, во исполнение директивы которых было принято решение, замечает партнер «Пепеляев групп» Юлия Литовцева. Но сделать это непросто, поскольку наличие и обязательность такой директивы придется доказывать. Случаи привлечения к субсидиарной ответственности госслужащих пока единичны, передал через представителя руководитель отдела процессуального права Rödl & Partner Алексей Федоряка.

В последнее время вопрос субсидиарной ответственности возникает в 7 из 10 дел о банкротстве – топ-менеджеры все больше боятся брать на себя ответственность, а госслужащие просто перестали принимать решения, рассказывает арбитражный управляющий Евгений Семченко.

Привлекать к субсидиарной ответственности могут по заявлениям не только банков, но и Федеральной налоговой службы (ФНС). Конституционный суд в конце 2017 г. подтвердил возможность взыскания налоговых долгов банкротов с бывших работников, например директора или главного бухгалтера, если с их помощью компания уклонялась от налогов. В первом полугодии 2018 г. налоговики подали 15% от всех заявлений о банкротстве против 9% годом ранее (за весь 2018 год данных еще нет). С ФНС законопроект не обсуждался, сообщил представитель службы, инициативу необходимо изучать и прорабатывать.

Представители государства голосуют в соответствии с директивами правительства, пишет Росреестр в проекте пояснительной записке к поправкам. А государство как акционер заинтересовано не только в максимальной прибыли, но и в адекватной системе мотивации и контроля менеджмента для достижения сбалансированности интересов управляющих и собственников, пишет Росреестр.

Представитель Минэкономразвития отказался комментировать предложение Росреестра. Его коллега из Росреестра также не комментирует письмо. Представитель Минюста, готовящего собственные поправки в закон о банкротстве, сообщил, что проект таких изменений в министерство не поступал.

Предлагаемые изменения подрывают один из важнейших принципов гражданского права – равенство участников правоотношений, наделяют контролирующих госкомпании лиц обширными полномочиями, снимая с них ответственность за свои действия, категорична адвокат практики реструктуризации и банкротства юрфирмы Art de Lex Юлия Шилова. Такая ситуация нежелательна, особенно когда госслужащие голосуют самостоятельно, а не в соответствии с директивами, считает она. Даже Уголовный кодекс освобождает человека от ответственности, если он действовал по приказу, поэтому было бы справедливо освободить от ответственности только тех госслужащих, которые голосовали по директиве, считает Семченко.

К тому же решение о том, чтобы стать членом совета директоров, госслужащий принимает добровольно, т. е. заранее соглашается с возможными негативными последствиями своей деятельности и принимает на себя ответственность за судьбу организации, говорит Шилова. Будет нарушен общий принцип ответственности – отвечает тот, кто виноват, считает Федоряка. Так механизмы ответственности в принципе не могут работать, согласен и директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Если, например, совет директоров, в котором большинство составляют как раз госслужащие, своими решениями довел компанию до банкротства, то это большинство из госслужащих ответственности нести не будут, а независимый директор будет отвечать, удивлен он.

В результате могут быть ущемлены интересы кредиторов должника с госучастием, предупреждает Литовцева, особенно если конкурсная масса окажется равной нулю. Наконец, уверенные в безнаказанности госслужащие вряд ли будут в должной мере осмотрительны, добавляет она.

Представители ВТБ, Сбербанка и Альфа-банка не стали комментировать законопроект, их коллега в Газпромбанке не ответил на запрос «Ведомостей».