Антимонопольная служба грозит жалобщикам пошлиной
Срыв торгов, устроенных во исполнение национальных проектов, стоит считать преступлениемГосзакупки, необходимые для исполнения национальных проектов, часто срываются – из-за жалобщиков. «От таких действий [жалобщиков] – миллионные, если не миллиардные убытки», – посетовал в июле председатель правительства России Дмитрий Медведев и поручил ввести ответственность за это вплоть до уголовной. Готовить предложения было поручено Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минфину – вместе с Генпрокуратурой и МВД.
На 12 национальных проектов и Комплексный план развития магистральной инфраструктуры государство планирует потратить 18,2 трлн руб. за шесть лет (общая стоимость национальных проектов – 25,7 трлн, правительство планирует привлечь частный капитал). На национальные проекты деньги пока тратятся медленно: по данным Счетной палаты, из запланированных на 2019 г. 1,7 трлн – всего 559 млрд руб. (32,4%).
Чтобы дело шло быстрее, говорил отвечающий за нацпроект «Экология» (Счетная палата сообщает, что он исполнен на 11,6%) министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин «Ведомостям», нужно убрать с торгов тех, у которых только ручка в кармане, кто демпингует и потом, после победы на торгах, говорит, что не хватило денег закончить проект.
«Мы пришли к выводу, что нужно ввести плату за необоснованные жалобы, поданные профессиональными жалобщиками», – рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Михаил Евраев: брать плату с тех, чья жалоба признана необоснованной. Размер платы обсуждается, вероятно, это доля от начальной цены контракта, полагает Евраев: так ФАС планирует уменьшить количество торгов, приостановленных из-за жалоб.
В 2018 г. ФАС получила 83 385 жалоб на госзакупки, 44% признано обоснованными. В первом полугодии 2019 г. поступило 39 305 жалоб, обоснованными признано 34%.
«Никто не срывает торги из любви к искусству. Это либо попытка договориться между собой или с заказчиком о цене контракта, либо вымогательство отката за отзыв жалобы, – объясняет начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. – Плата за подачу необоснованной жалобы будет хорошей профилактической мерой для таких злоупотреблений и решит проблему на 70–80%». Остальные нарушения, по его словам, уже будут подпадать под внесенные ФАС в правительство поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за картель. Поправки предполагают ведение реестра участников картелей и запрет для них на участие в торгах, обмен данными с правоохранительными органами, штраф в двукратном размере за повторный картель, рассказал Евраев.
А если компания профессионально занимается жалобами и вымогает у других участников торгов деньги, это уже Уголовный кодекс и служба готова взаимодействовать с правоохранительными органами, чтобы пресекать это, говорит Тенишев. Уже установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок, за подкуп и за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок, напоминает Евраев.
Минфин планирует включить защиту от злоупотреблений правом обжалования в законопроект об оптимизации госзакупок, сообщила директор департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова: будут учтены и предложения регионов.
ФАС готовит и другие изменения – поправки в Кодекс об административных правонарушениях, расширяющие ответственность за нарушения на госзакупках и закупках госкомпаний для банков. К крупным контрактам ФАС предложит допускать только квалифицированных участников закупок, у которых есть опыт исполнения таких контрактов, рассказал Евраев: «Это позволит качественно и в срок исполнять взятые обязательства по контракту».
Жалобы – один из немногих способов предотвратить нарушения, допущенные на торгах во исполнение национальных проектов, поэтому серьезно ограничивать их нельзя, предупреждает партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Евгений Вдовин. Но сейчас ФАС захлебывается в потоке жалоб на мелкие торги, поэтому не всегда может уделить должное внимание торгам крупным, несущим основные риски неэффективности, считает он.
Истинные причины демпинга и срыва выполнения контрактов – неограниченное количество участников и неоправданно низкий порог торгов, продолжает Вдовин. Чтобы исправить ситуацию, полагает он, нужно поднять порог торгов до 5–10 млн руб., а более дешевые закупки, которых подавляющее большинство, проводить по текущим рыночным ценам или по экономически обоснованным сметам.
Предварительные торги или квалификационный отбор для крупных госзакупок, по мнению Вдовина, действительно могли бы улучшить результативность торгов. Но главное – нужно контролировать фактические результаты контрактов. «Это отсечет заведомо недобросовестных участников и предотвратит демпинг», – заключает эксперт.