Путин поручил проработать сразу две трассы в Китай

Раньше проект «Автодора» и частная дорога «Меридиан» были конкурентами
Экономический эффект возможен только при строительстве новой скоростной трассы Москва – Казань, в таком случае трасса пройдет через населенные пункты
Экономический эффект возможен только при строительстве новой скоростной трассы Москва – Казань, в таком случае трасса пройдет через населенные пункты / Сергей Мальгавко / ТАСС

Президент Владимир Путин поручил правительству проанализировать трассировку международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, чтобы оптимизировать ее. Уточнить проект можно по протяженности и охвату центров экономического роста, сказано в поручении по итогам совещания 10 июля («Ведомости» ознакомились с копией поручения, подлинность подтвердили два чиновника). Пресс-секретарь президента не ответил на вопросы «Ведомостей».

Международный транспортный коридор проходит от границы с Евросоюзом через Санкт-Петербург и Казань до границы с Казахстаном. Путин поручал достроить весь маршрут к 2024 г., при этом предполагалось построить новую трассу Москва – Казань и обход Тольятти с мостом через Волгу. Частная трасса «Меридиан» официально признана ответвлением коридора. В июле премьер Дмитрий Медведев поддержал проект.

Однако из поручения президента впервые следует, что трассировка проектов Европа – Западный Китай и трассы «Меридиан» обсуждается отдельно. Трассировка «Меридиана», график оформления земельных участков, строительства транспортной, сервисной и логистической инфраструктуры нуждаются в уточнении, сказано в протоколе.

«Это историческое решение – о том, что должны быть построены обе трассы», – говорит участник правительственных совещаний. С такой оценкой согласен еще один участник правительственного обсуждения проекта. К 1 января 2020 г. должны быть установлены целевые показатели социально-экономических эффектов реализации проекта Европа – Западный Китай и документы проекта приведены в соответствие с госпрограммами отрасли, следует из протокола. Также нужно рассмотреть вопрос об актуализации международных соглашений. В правительстве считают, что экономический эффект возможен только при строительстве новой скоростной трассы Москва – Казань, объясняет участник совещаний, в таком случае трасса пройдет через населенные пункты, а «Меридиан» проходит вдалеке от агломераций, это транзитный проект. Эти проекты принципиально разные с точки зрения социально-экономических эффектов, утверждает он.

Цель оптимизации проекта – найти деньги на ремонт существующей трассы М7 (Москва – Уфа) на участке до Казани, рассказывают два чиновника. Минэкономразвития предлагает пока (до конца 2024 г.) строить трассу до Владимира и обходы четырех городов (Владимира, Гороховца, Нижнего Новгорода и Чебоксар), точечно расширить М7 до трех полос, а до Екатеринбурга (около 1500 км) строить в 2024–2030 гг. Этот вариант сократит расходы с 539 млрд до 279 млрд руб. Вариант Минфина – реконструировать М7 примерно за 120 млрд руб. и обойтись без строительства новой дороги. Минтранс предложил провести капитальный ремонт дороги М7, повысить ее безопасность и построить новую трассу из Москвы в Казань, говорил ранее представитель министерства. Комментировать поручение президента он отказался.