Государство может начать наказывать банки за нарушения при сопровождении госзаказа
Власти обсуждают штрафы и даже меры воздействия со стороны ЦБЧиновники намерены ужесточить отношения банков и участников госзакупок, поскольку претензий к кредитным организациям накопилось уже немало. Минфин и ЦБ работают над тем, чтобы сделать выполнение банковских гарантий безусловно обязательным, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит поправки в КоАП с санкциями за нарушения банковского сопровождения спецсчетов, рассказала директор департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова на Петербургском форуме контрактных отношений (ее цитирует «Интерфакс»).
Для участия в торгах за право стать поставщиком государства компания должна предоставить обеспечение заявки (до 5% от цены контракта), например банковскую гарантию. А победителям требуется гарантия на исполнение контракта – до 30% его суммы.
Но инструмент не работает, констатировал вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин, который курировал систему госзаказа до середины 2017 г. в должности замминистра экономического развития. Прежде банковская гарантия была обязательной: как только поставщик не выполнил обязательства, госзаказчик получал деньги от банка, а банк затем добивался возмещения от компании, объяснил «Ведомостям» Елин. Но банки все чаще отказываются исполнять требования до решения суда, что лишает механизм смысла, рассказывает он.
Сейчас не встретить двух одинаковых банковских гарантий, хотя постановление правительства устанавливает требования к их содержанию, отмечает начальник отдела закупок Государственного исторического музея Анна Николаева. Ни заказчик, ни поставщик не могут существенно влиять на содержание гарантии: каждый банк определяет условия так, чтобы минимизировать свои риски. Это позволяет им по формальным основаниям отказываться платить по гарантиям, говорит Николаева.
Нельзя сказать, что это большая проблема, но она становится критичной в крупных, социально важных и дорогостоящих проектах, сказала «Ведомостям» Демидова. Обсуждаются, по ее словам, два способа решения проблемы. Во-первых, ввести дополнительные требования к банковской гарантии, например утвердить единую форму. Во-вторых, установить как минимум административную ответственность за неисполнение обязательств, а как максимум – применение мер со стороны ЦБ. Его представитель не ответил на запрос «Ведомостей».
Обязательная форма банковской гарантии могла бы существенно упростить получение денег по ней, считает Николаева. Участникам закупок будет достаточно выбрать банк, который предоставит наиболее выгодную гарантию, а заказчикам больше не приходилось бы разбирать нюансы каждой гарантии.
Спецсчета, на которые участники тендеров закупок должны вносить деньги на обеспечение заявки, появились осенью 2018 г. Правительство отобрало 18 банков.
В идеале происходит так: участник конкурса или аукциона вносит деньги на счет, подает заявку, оператор электронной площадки, на которой проводятся торги, запрашивает банк и направляет заявку заказчику – и тот ее рассматривает, объясняет директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон. Но возможны сбои в системе и если банк случайно не заблокирует деньги, то участник не сможет подать заявку, говорит он. Случается, что денег на счете нет, но банк по ошибке пишет, что есть, – тогда компания может необоснованно выиграть конкурс, а затем торги будут отменены по жалобе проигравших конкурентов. Доходит до смешного, рассказывает Дон: даже если участник торгов и заказчик знают, что денег на спецсчете нет, они не могут отменить рассмотрение заявки, пока не получат подтверждение от банка.
После окончания срока подачи заявок в 9 утра доступ к ним может быть открыт только к 13.00–14.00, делится опытом Николаева. Это серьезно усложняет работу, поскольку последние изменения правил обязывают заказчика рассматривать заявки по аукционам всего за один рабочий день.
ФАС предлагает решать проблему изменениями в КоАПе. Их проект внесен в правительство, рассказал замруководителя службы Михаил Евраев. Поправки возлагают на банки ответственность за нарушение порядка и сроков блокировки денег на спецсчете участника торгов, а также отмены блокировки операций, говорит он. Пока проект предусматривает штраф для юридических лиц – 15 000 руб.
Представители Сбербанка и ВТБ не стали комментировать готовящиеся изменения. Газпромбанк и Альфа-банк не ответили на запрос «Ведомостей».
На госзакупки государство в 2018 г. потратило 7 трлн руб. В 2019 г. все его закупки переведены в электронный вид и проходят на восьми электронных площадках.
Плохо работают не банки, а вся система отношений между госзаказчиком и поставщиком, считает руководитель проекта «Контрактная система» Центра стратегических разработок Ольга Анчишкина. Закон позволяет заказчику предъявлять к поставщику формальные и часто завышенные, как потом устанавливают суды, претензии. Сами же госзаказчики несут условную ответственность, если из-за их действий или бездействия бизнес понес убытки. Наказания для банков усложнят систему и уведут от главной проблемы – неработающей системы претензий. Кроме того, сейчас госзаказчику приходится выбирать «непонятно кого, лишь бы сделал дешевле», продолжает Анчишкина, решение этой проблемы создаст больше гарантий выполнения заказа, чем дополнительные наказания банков.