«Росатом» намерен строить ледоколы «Лидер» по концессии

Так государство подстрахует доходы инвестора при падении трафика
«Лидер» будет единственным в мире ледоколом, который сможет проходить через льды толщиной до 4,3 м
«Лидер» будет единственным в мире ледоколом, который сможет проходить через льды толщиной до 4,3 м / ШАГвперед / YouTube

Госкорпорация «Росатом» предлагает построить по концессии серию атомных ледоколов «Лидер» для Северного морского пути. Этот вопрос обсуждался в конце июля на заседании межведомственной рабочей группы по организации финансирования их строительства. «Ведомости» ознакомились с презентацией проекта, подготовленной «Росатомом» к этому заседанию, ее подлинность подтвердил представитель госкорпорации.

«Лидер» будет единственным в мире ледоколом, который сможет проходить через льды толщиной до 4,3 м и прокладывать путь шириной до 50 м. Три таких ледокола должны стать частью программы освоения Северного морского пути. С их помощью государство рассчитывает обеспечить круглогодичную навигацию на восточном маршруте, перевозку в этом направлении 50 млн т углеводородов и других грузов в год. К 2024 г. перевозки должны вырасти до 80 млн т, говорится в инаугурационном указе Владимира Путина.

Первый «Лидер» будет построен «Росатомом» за счет федерального бюджета на верфи «Звезда» к 2027 г. Его стоимость гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев оценивал в 120 млрд руб.

Но второй и третий ледоколы, возможно, будут финансироваться не по госзаказу. Для серийного выпуска ледоколов рассматриваются два варианта, сказано в презентации: смешанное финансирование бюджета, банков и «Росатома» или концессия с 25%-ным финансированием от государства. В первом случае судостроитель получает аванс и отвечает за работы, а во втором – за проект отвечает концессионер, который помимо строительства должен оказывать еще и услуги по ледокольной проводке судов. Концессионером должна быть организация «Росатома» – специально созданная проектная компания с ФГУП «Атомфлот». В случае госзаказа она будет заказчиком строительства, получая деньги от «Росатома» и бюджета.

«Росатом» в презентации предлагал остановить выбор на концессии, поскольку большинство грузоперевозчиков еще не утвердили инвестпрограммы, предусматривающие использование ледоколов, и невозможно прогнозировать выручку. Этот вариант принят за основу, знает человек, участвующий в проработке проекта.

Для этого госкорпорация собирается подавать частную концессионную инициативу, указано в презентации. Это означает, что «Росатом» предложит государству проект, подготовит документы концессии и, если других желающих работать на тех же условиях не окажется, с ним будет подписано соглашение. С учетом предполагаемых сроков начала строительства ледоколов для подготовки и подачи частной концессионной инициативы есть как минимум 2020–2021 годы, отмечает представитель «Росатома».

Главный вопрос, как и обычно, – это механизм платы, говорит партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин: за счет каких средств будут окупаться инвестиции в такой дорогостоящий проект. Это будут деньги государства и плата за ледокольную проводку, а если ее будет недостаточно, то государству придется компенсировать потери (механизм минимальной гарантированной доходности), сказано в презентации. Риск роста стоимости ледокола распределяется между государством, концессионером и судостроителем. Распределение рисков должно быть определено в соглашении. Чтобы государству не пришлось вносить недостающую выручку, важно правильно оценить спрос, говорит партнер KPMG Степан Светанков.

В межведомственную группу помимо «Росатома» входят Минпромторг, Минэкономразвития, Минприроды, «Роснефть», «Новатэк». Их представители не ответили на запросы «Ведомостей».

Концессия для финансирования строительства судов – неожиданное решение, признают консультанты. Но с юридической точки зрения нет проблемы, говорит глава практики ГЧП в России Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин: подлежащие госрегистрации морские суда считаются недвижимым имуществом, а ледоколы прямо упомянуты в законе «О концессионных соглашениях». Расширяется практика применения закона о концессионных соглашениях, радуется партнер EY Дмитрий Ковалев.

Исправленная версия. В третьем абзаце исправлен расчетный год завершения строительства первого ледокола «Лидер».