«Росатом» намерен строить ледоколы «Лидер» по концессии
Так государство подстрахует доходы инвестора при падении трафика
Госкорпорация «Росатом» предлагает построить по концессии серию атомных ледоколов «Лидер» для Северного морского пути. Этот вопрос обсуждался в конце июля на заседании межведомственной рабочей группы по организации финансирования их строительства. «Ведомости» ознакомились с презентацией проекта, подготовленной «Росатомом» к этому заседанию, ее подлинность подтвердил представитель госкорпорации.
«Лидер» будет единственным в мире ледоколом, который сможет проходить через льды толщиной до 4,3 м и прокладывать путь шириной до 50 м. Три таких ледокола должны стать частью программы освоения Северного морского пути. С их помощью государство рассчитывает обеспечить круглогодичную навигацию на восточном маршруте, перевозку в этом направлении 50 млн т углеводородов и других грузов в год. К 2024 г. перевозки должны вырасти до 80 млн т, говорится в инаугурационном указе Владимира Путина.
Первый «Лидер» будет построен «Росатомом» за счет федерального бюджета на верфи «Звезда» к 2027 г. Его стоимость гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев оценивал в 120 млрд руб.
Но второй и третий ледоколы, возможно, будут финансироваться не по госзаказу. Для серийного выпуска ледоколов рассматриваются два варианта, сказано в презентации: смешанное финансирование бюджета, банков и «Росатома» или концессия с 25%-ным финансированием от государства. В первом случае судостроитель получает аванс и отвечает за работы, а во втором – за проект отвечает концессионер, который помимо строительства должен оказывать еще и услуги по ледокольной проводке судов. Концессионером должна быть организация «Росатома» – специально созданная проектная компания с ФГУП «Атомфлот». В случае госзаказа она будет заказчиком строительства, получая деньги от «Росатома» и бюджета.
«Росатом» в презентации предлагал остановить выбор на концессии, поскольку большинство грузоперевозчиков еще не утвердили инвестпрограммы, предусматривающие использование ледоколов, и невозможно прогнозировать выручку. Этот вариант принят за основу, знает человек, участвующий в проработке проекта.
Для этого госкорпорация собирается подавать частную концессионную инициативу, указано в презентации. Это означает, что «Росатом» предложит государству проект, подготовит документы концессии и, если других желающих работать на тех же условиях не окажется, с ним будет подписано соглашение. С учетом предполагаемых сроков начала строительства ледоколов для подготовки и подачи частной концессионной инициативы есть как минимум 2020–2021 годы, отмечает представитель «Росатома».
Главный вопрос, как и обычно, – это механизм платы, говорит партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин: за счет каких средств будут окупаться инвестиции в такой дорогостоящий проект. Это будут деньги государства и плата за ледокольную проводку, а если ее будет недостаточно, то государству придется компенсировать потери (механизм минимальной гарантированной доходности), сказано в презентации. Риск роста стоимости ледокола распределяется между государством, концессионером и судостроителем. Распределение рисков должно быть определено в соглашении. Чтобы государству не пришлось вносить недостающую выручку, важно правильно оценить спрос, говорит партнер KPMG Степан Светанков.
Концессия для финансирования строительства судов – неожиданное решение, признают консультанты. Но с юридической точки зрения нет проблемы, говорит глава практики ГЧП в России Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин: подлежащие госрегистрации морские суда считаются недвижимым имуществом, а ледоколы прямо упомянуты в законе «О концессионных соглашениях». Расширяется практика применения закона о концессионных соглашениях, радуется партнер EY Дмитрий Ковалев.
Исправленная версия. В третьем абзаце исправлен расчетный год завершения строительства первого ледокола «Лидер».