Полномочия антимонопольной службы могут быть расширены

Правительственный законопроект делает судебные споры с ней бессмысленными для госорганов
Правительственный законопроект делает ­судебные споры с ФАС бессмыслен­ными для других госорганов
Правительственный законопроект делает ­судебные споры с ФАС бессмыслен­ными для других госорганов / Андрей Гордеев / Ведомости

Госорганы могут фактически лишиться возможности оспаривать в судах предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС). К такому результату может привести принятие поправок в закон о конкуренции, проект которых правительство внесло в Госдуму в конце прошлой недели.

Любое предписание ФАС приостанавливается до решения суда, говорит замруководителя антимонопольной службы Сергей Пузыревский. Это оправданно для споров с компаниями, которые могут понести убытки из-за исполнения предписания. Но по отношению к госорганам такой подход применять неправильно – их решения могут ограничивать конкуренцию и мешать бизнесу, объясняет Пузыревский необходимость поправок: предписание должно действовать, если не будет отменено судом. Хотя суд будет вправе  и приостановить его действие. ФАС, по ее собственным данным, вынесла 568 предписаний в отношении госорганов в 2018 г., 212 из них были обжалованы в суде и лишь четыре признаны недействительными. Предписания выносятся о прекращении нарушения госорганом антимонопольного законодательства, отмене акта, прекращении антиконкурентного соглашения, приводит примеры представитель ФАС.

Законопроект – часть Национального плана развития конкуренции, одна из ключевых целей которого – снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти. Эти нарушения ФАС называет одной из основных угроз российской экономике. Государство берет на себя все больше организационно-хозяйственных функций, вмешивается в процесс производства, пытаясь регулировать всю хозяйственную систему страны, констатирует ФАС в докладе о состоянии конкуренции за 2018 г. Антиконкурентные соглашения в России все чаще заключаются с участием органов власти и госслужащих, например ради получения взятки, пишет ФАС. В прошлом году антимонопольными органами возбуждено 300 дел по антиконкурентным соглашениям с органами власти – на 32% больше, чем в 2017 г.

«Мы эту идею, конечно, поддерживали на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности», – говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Если законопроект будет принят, юридическая сила предписаний ФАС существенно возрастет, комментирует юрист Forward Legal Олег Шейкин, а оспаривать их в судах госорганы будут реже – часто они это делают, чтобы выиграть время.

Правительственный законопроект делает ­судебные споры с ФАС бессмыслен­ными для других госорганов

Госорганы продолжают своими актами и действиями ограничивать конкуренцию даже после вынесения предписания ФАС, комментирует юрист Vegas Lex Ксения Подгузова. Изменения усилят защиту бизнеса, согласна руководитель группы антимонопольной практики Art de Lex Анна Большакова: фактически для госорганов исполнение предписаний ФАС станет безусловной обязанностью.

Оспаривание предписаний антимонопольной службы в судах, как правило, занимает полгода-год, рассказывает Большакова, а срок исполнения предписания существенно меньше – обычно 30 дней. Даже если предписание ФАС будет признано незаконным, орган власти еще раньше будет обязан его исполнить, не дожидаясь результатов судебного обжалования. В противном случае должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности вплоть до их дисквалификации на срок до трех лет, отмечает Большакова.

Получается, что суд может признать предписание необоснованным через несколько месяцев после того, как оно будет исполнено, указывает Подгузова. Госоргану придется заново принимать отмененное решение, но в некоторых случаях исправить ситуацию будет невозможно, предупреждает она. Например, антимонопольный орган может предписать местной администрации отменить документацию по планировке территории, предусматривающую увеличение площади жилой застройки. И даже если такое предписание будет признано судом незаконным, для застройщика увеличение площади стройки может оказаться уже неактуальным, отмечает Подгузова. К тому же судебная практика часто исходит из принципа «исполнил предписание – значит, согласился с вменяемым нарушением», рассуждает Большакова: поэтому чиновникам после исполнения предписания будет сложнее доказать в суде его необоснованность.

Но эффект от поправок может оказаться не таким однозначным, предостерегает Подгузова: законопроект все же позволяет судам приостановить исполнение предписания.

Правительственный законопроект делает ­судебные споры с ФАС бессмыслен­ными для других госорганов