Угроза глобальной рецессии растет
В развитых странах и Китае появляется все больше тревожных признаковВВП Германии сократился во II квартале, в Китае все больше признаков замедления экономики, а в США и Великобритании впервые с финансового кризиса произошла инверсия кривой доходностей двух- и 10-летних гособлигаций. Все это усиливает беспокойство насчет рецессии в мировой экономике.
Сигналы с долгового рынка
Инверсия кривой доходностей казначейских облигаций США – доходность бумаг с более коротким сроком погашения выше, чем долгосрочных, – прежде была надежным признаком приближающегося спада экономики. Она предшествовала всем рецессиям в стране за последние полвека. Правда, она не позволяет предсказать, когда наступит спад, и порой является ложной тревогой. В основном специалисты обращают внимание на доходности 3-месячных и 10-летних казначейских облигаций, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Их инверсия наблюдается с конца мая. Федеральный резервный банк Нью-Йорка на основании данных за конец июля оценил вероятность рецессии в США в следующие 12 месяцев в 32%. Это самое высокое значение после мирового финансового кризиса 2008 г. Единственный раз, когда при такой высокой вероятности США удалось избежать рецессии в следующие 12 месяцев, был в конце 1960-х гг. Причем тогда, как и сейчас, инфляция и безработица были низкими.
Казначейские облигации с другими сроками погашения до сих пор не показывали инверсию. Но в среду доходность двухлетних бондов оказалась ниже, чем 10-летних, – впервые с 2007 г. Спред составил всего 0,02 процентного пункта, но это произошло на следующий день после того, как президент США Дональд Трамп обрадовал рынки, отложив введение пошлин на китайские товары с сентября на декабрь. Пока рецессия в США не является базовым сценарием, учитывая высокий потребительский спрос на внутреннем рынке, написал экономист ING Джеймс Найтли. Но беспокойство по поводу мировой экономики может негативно отразиться на инвестициях в США, отметил он: «Инверсия кривой доходностей, вызванная опасениями по поводу рецессии, может стать самоисполняющимся пророчеством».
В среду стало известно, что инфляция в Англии превысила целевые 2% и впервые с 2008 г. произошла инверсия кривой доходностей двух- и 10-летних гособлигаций. Это создаст проблемы Банку Англии, поскольку может потребовать повышения ставок, в то время как угроза жесткого Brexit заставляет его думать об обратном. В Великобритании инверсия кривой доходностей – менее надежный признак рецессии, чем в США. «В Великобритании кривая была инвертирована почти половину 1990-х гг., и все было в порядке», – напоминает портфельный управляющий Allianz Global Investors Майк Ридделл.
Германия и Китай притормаживают
Национальное бюро статистики Китая в среду опубликовало целый ряд разочаровывающих данных. Промышленное производство в июле выросло на 4,8% – минимум с февраля 2002 г. Годовой темп роста розничных продаж замедлился с 9,8% в июне до 7,6% в июле (опрошенные Reuters аналитики прогнозировали 8,6%). Кроме того, уровень безработицы среди городского населения достиг рекордных 5,3%.
Во II квартале ВВП Китая вырос на 6,2% – худший результат с 1992 г. Целевое значение роста по итогам 2019 г. составляет 6–6,5%, и Пекину важно достичь его в год празднования 70-летия КНР. Эксперты прогнозируют, что Китаю придется принять меры для стимулирования экономики на фоне торгового конфликта с США. «Понижательное давление на китайскую экономику выросло, а предыдущие попытки стимулировать экономику не сработали», – приводит WSJ слова Шуана Дина из Standard Chartered, который ждет от центробанка Китая снижения ставок.
Торговая война США и Китая бьет и по немецкой экономике, которая сильно зависит от экспорта. ВВП Германии в апреле – июне, как и ожидалось, сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. «Торговые конфликты, глобальная неопределенность и проблемы автопроизводителей наконец опустили немецкую экономику на колени. В частности, уверенность [бизнеса] и экономическая активность снизились в основном из-за возросшей неопределенности, а не прямых последствий торговых конфликтов», – утверждает экономист ING Карстен Бржески (цитата по WSJ).
Пока Берлин отказывался менять свою экономическую политику, основанную на сбалансированном бюджете. Канцлер ФРГ Ангела Меркель в среду утром заявила, что по-прежнему не видит необходимости в фискальном стимулировании, но министр экономики Петер Альтмайер признал необходимость снизить налоговую нагрузку: «Мы находимся в стадии слабого роста, но это пока еще не рецессия, которой мы можем избежать, если примем необходимые меры».