Чиновники готовят план по внедрению стандартов ответственности для бизнеса
С ним компаниям должно быть проще гарантировать надежность иностранным партнерамНациональный план по внедрению стандартов ответственного бизнеса готовит Минэкономразвития совместно с Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ). Первый этап уже пройден, рассказали представитель академии и федеральный чиновник. «Ведомости» ознакомились с тезисами, подготовленными академией, подлинность подтвердил ее представитель. Его коллега из Минэкономразвития не ответил на запрос.
Ответственный бизнес наряду с извлечением прибыли заботится об окружающей среде и правах трудящихся, платит налоги и не занимается коррупцией, объясняет федеральный чиновник. Но не все российские компании понимают, на что ориентироваться, если они решили стать ответственными, говорит руководитель разработки программы для Минэкономразвития, старший научный сотрудник ВАВТ Антонина Левашенко. Готовый план с пошаговой инструкцией по внедрению стандартов должен им помочь, рассчитывает она.
Стандарты, в основу которых ляжет опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будут предложены всем российским компаниям, знает один из собеседников. Они будут включать требования к нефинансовой отчетности, к рациональному использованию природных ресурсов, защите прав человека. Для топливно-энергетического комплекса, металлургии, химического производства и сельского хозяйства введут дополнительные отраслевые стандарты. Также такие требования коснутся компаний, участвующих в госзакупках и получении государственного финансирования.
План по внедрению стандартов, как и сами нормы, должно будет утвердить Минэкономразвития, знает собеседник «Ведомостей». Законопроект о публичной нефинансовой отчетности, внесенный министерством в правительство, – часть подготовки к переходу на новые стандарты. Но он будет касаться только крупных компаний.
Для бизнеса это непрофильная нагрузка, поэтому пока в России она будет рекомендательной, отмечает федеральный чиновник. Соблюдение правил будет добровольным, подчеркивает и Левашенко. Бизнес сам заинтересован во внедрении стандартов, ведь их соблюдение позволит получить доступ к новым рынкам, считают аналитики академии.
В России уже действует целый ряд стандартов ведения бизнеса. Так, в 2017 г. Федеральная налоговая служба создала хартию добросовестных налогоплательщиков, чтобы не допускать неуплату НДС в цепочке производства товаров. Стратегия развития конкуренции Федеральной антимонопольной службы обещает секторам, которые перейдут к конкурентному рынку, отмену тарифного регулирования.
Экологические требования к ТЭКу и горно-металлургическому сектору разработал Всемирный фонд дикой природы (WWF), по ним фонд формирует рейтинг. До конца года WWF планирует создать такой рейтинг для энергогенерирующих компаний. А с операторами розницы WWF договорился о стандартах для товаров народного потребления. Чтобы уменьшить воздействие на природу, в начале года Wildberries отказалась от бумажного документооборота в распределительных центрах и перешла на электронные транспортные накладные, рассказал ее представитель.
Также Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и ряд компаний участвуют в Глобальном договоре ООН о социальной ответственности бизнеса. Многие стандарты есть в Социальной хартии РСПП и Антикоррупционной хартии российского бизнеса, отмечает представитель «Северстали», к ним компания присоединилась. Совет директоров «Фосагро» ежегодно оценивает соблюдение принципов Кодекса корпоративного управления, одобренного Центральным банком, комментирует представитель компании.
У западных покупателей уже есть определенные ожидания, соглашается Игорь Коротецкий из KPMG, и если им не соответствовать (например, использовать детский труд или не снижать воздействие на окружающую среду), возникают конфликты. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила сократить торгово-промышленную деятельность с компаниями стран, не снижающих выбросы углеродного газа, рассказывает старший менеджер Deloitte Мария Спиридонова.
75% инвестиций
в мире уже отвечают стандартам ответственного ведения бизнеса ОЭСР, по данным РАНХиГС
Крупный бизнес пока лучше справляется с требованиями. В 2018 г. российская Polymetal привлекла кредит у голландского банка ING с условием: если компания снизит риски негативного влияния на окружающую среду и общество, то ставка останется на том же уровне, если нет – повысится, и даже добилась снижения, рассказал представитель Polymetal. «Новатэк» публикует отчеты об устойчивом развитии уже 12 лет, сказал представитель компании.
Выполнение стандартов – дополнительный аргумент в диалоге с инвесторами, объясняет представитель АФК «Система». Расходы на это, по его словам, незначительны, хотя сначала они были выше. Выполнение стандартов помогает снизить долгосрочные риски, уверен представитель «Северстали».
Малому и среднему бизнесу стандарты даются тяжелее. IKEA помогла арендатору леса в Адыгее получить FSC сертификат (об ответственном управлении лесами), чтобы заключить с ним контракт, – на это потребовалось три года, уточнил представитель IKEA.
Введение таких стандартов – логичный этап развития экономики, считает член генерального совета «Деловой России» Виктория Попылькова: но действовать нужно поступательно. В итоге нормы должны положительно отразиться на качественных и количественных показателях, но для обозримых результатов придется пройти длинный путь.
Крупный бизнес пока лучше малого и среднего готов принимать принципы ответственного ведения дел, говорит управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова. Но и малый, и средний бизнес работают в этом направлении, с учетом своих финансовых возможностей. Со временем к нормам придут все компании, которые хотят работать с крупными зарубежными и российскими компаниями или инвесторами, поставлять продукцию на экспорт, уверена она.
Введение стандартов ответственного бизнеса призвано помочь небольшим компаниям, для которых негативное отношение к российскому бизнесу – барьер для выхода на иностранные рынки, говорит профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова, но многие из них не смогут позволить себе разработку комплаенса. Переход на новые стандарты – это затраты времени и средств для компаний, признает директор программы «Зеленая экономика» Михаил Бабенко, но это несоизмеримо с возможной потерей контрактов. Пока правильнее ориентироваться на крупный бизнес, а для малого и среднего вводить постепенно, резюмирует Коротецкий.