Аналитики ЦБ предупредили о рисках от сокращения числа безработных и занятых
Пока в первом полугодии 2019 года число занятых сокращалосьНесмотря на повышение пенсионного возраста с 2019 г., в первом полугодии этого года число занятых в экономике продолжало сокращаться. Так, за I квартал 2019 г. их стало меньше почти на 0,8 млн человек, а за II квартал – на 0,6 млн.
Такое сокращение занятых людей на фоне снижения числа безработных (в июне до исторического минимума в 3,3 млн человек) создает риски для инфляции и дальнейшего роста экономики, предупредили аналитики департамента исследований и прогнозирования ЦБ (выводы могут не совпадать с официальной позицией регулятора).
По оценкам аналитиков ЦБ, быстрее всего сокращается число занятых людей в возрасте 25–29 и 50–54 лет. А занятость среди людей старше 60 лет почти не растет, указывают они. При этом дальнейший рост занятых возможен лишь за счет более активного вовлечения в рынок труда населения старшего возраста, предупреждают эксперты Института социально-экономического анализа и прогнозирования РАНХиГС.
О том, что старение населения и сокращение трудоспособного населения остаются ключевыми рисками для России, неоднократно предупреждали ЦБ и Минфин. Так, по прогнозу министерства, за 17 лет число женщин в возрасте до 55 лет и мужчин до 60 сократится на 2,7 млн человек – в основном в течение ближайших пяти лет, а количество людей старшего возраста, напротив, вырастет более чем на 5 млн. Даже проведение пенсионной реформы не может полностью решить проблему: производительность труда старшего поколения немного ниже средней по экономике, предупреждал Центробанк.
Катастрофы среди занятых пока нет, говорит член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин, на рынок труда выходит малочисленное поколение, но остаются те, кто родился в 80-е гг. А для роста занятости среди людей старшего возраста недостаточно рабочих мест, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, повышать число работников за счет пенсионной реформы можно только в нескольких регионах.
Еще один риск – усиление конкуренции за работников на фоне низкой безработицы, которое может привести к ускоренному росту зарплат, предупреждают аналитики ЦБ. Хотя пока спрос на рабочую силу не растет, а напротив, снижается, пишут они. Так, по данным HeadHunter, в июне число вакансий сократилось на 7%. О пониженном спросе на работников свидетельствует и опрос IHS Markit: в июне компании продолжили сокращать занятость как в производстве, так и в сфере услуг. Но по мере ускорения экономики при низком уровне безработицы конкуренция за работников начнет расти, отмечают аналитики ЦБ. Демографическое ограничение действует уже несколько лет, но продолжающийся рост зарплат сочетался со стагнацией доходов населения и инфляционное давление было умереннее, чем первоначально ждали эксперты, вспоминает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. При этом демографическое ограничение будет оказывать давление на зарплаты до 2021–2022 гг., прогнозирует она.
Решить проблему сокращения числа занятых может рост производительности труда, единодушны экономисты. Для этого необходимо, чтобы компании, исчерпавшие потенциал, уходили с рынка, а работники переходили в быстро растущие организации, писали аналитики ЦБ. Основная причина низкой производительности труда – плохое качество управления, считает Кудюкин, а также низкий уровень технологий и квалификации работников.
Президент России Владимир Путин уже ставил задачу увеличить производительность труда в 1,5 раза до 2018 г. Выполнить ее не получилось: к 2016 г. производительность даже сократилась на 0,3%. В новом майском указе 2018 г. Путин вновь поручил обеспечить годовой темп ее роста на средних и крупных несырьевых предприятиях не ниже 5%. Минэкономразвития подготовило программу ускорения производительности, по прогнозу министерства, при оптимистичном сценарии реализация программы добавит до 1 п. п. роста ВВП в 2021 г. Вряд ли она окажет какое-то значительное позитивное влияние, скептичен Сафонов. Нужны не точечные уколы, а запуск инвестиционного процесса, указывал замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Невозможно повысить производительность и без конкуренции и сильного потребительского спроса, указывал директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.