Путин попросил ФАС еще раз проверить рост тарифов ЖКХ
Но несмотря на него, отрасль по-прежнему остается недофинансированнойЛюди постоянно обращают внимание на необоснованный, по их мнению, рост тарифов ЖКХ, сказал руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву президент России Владимир Путин. Случаев завышения все меньше – с 2016 г. их число сократилось почти в 3 раза до 498 в 2018 г., заверил Артемьев: дыры в законе закрыты, а многолетняя история, позволявшая муниципалитетам и регионам завышать тарифы, завершена. Если бы была завершена, люди на это не жаловались бы, поспорил с ним Путин.
В 2019 г. тарифы ЖКХ повышались дважды из-за роста НДС: первый раз – в январе на 1,7%, а второй – в июле на 2,4%. В последующие годы тарифы будут традиционно индексироваться один раз. Но в этом году у многих людей появилась новая строчка в квитанции или даже отдельная платежка – за отходы. В 2019 г. Россия (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) перешла на новую систему обращения отходов, и люди стали отдельно платить за вывоз мусора. Именно на этот тариф и жаловались президенту в ходе прямой линии жители Омска. Вице-премьер Алексей Гордеев заверял, что тарифы для населения за вывоз мусора в ближайшее время изменятся: люди будут платить не по нормативам, а за фактически накопленный мусор.
Потребители более чем вдвое переплачивают за коммунальные услуги, признавал сам Артемьев еще в марте 2019 г. Наиболее бедные слои населения тратили на оплату услуг ЖКХ в 2016–2018 гг. более половины всех расходов на услуги, говорилось в исследовании Аналитического центра при правительстве.
В 2018 г. ФАС проверила почти все региональные тарифные органы, выдала 86 предписаний, рассмотрено 225 заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях, передал через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В результате из валовой выручки регулируемых организаций было исключено необоснованных 17,5 млрд руб. (на 235% больше по сравнению с 2017 г.), отметил он, это позволило довести тарифы до экономически обоснованного уровня, снизив необоснованную тарифную нагрузку на потребителей, в том числе людей.
Предприятия ЖКХ остаются убыточными. С 2010 г. расходы предприятий коммунального сектора стабильно больше их доходов, указывали эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), главная проблема – в тарифах на коммунальные ресурсы, не покрывающих текущие издержки.
Инвесторы обычно интересуются ЖКХ, поскольку это монополия с практически гарантированным сбытом, но в России случаи привлечения финансовых средств единичны, пишет ЦСР. С начала года в ЖКХ было заключено только три концессии (всего действующих в ЖКХ концессий – 146), подсчитывала Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в июне. В 2020 г. инвестиции в секторе коммунальных концессий будут только снижаться, ждут аналитики НАКДИ. При таких условиях у инвесторов нет желания вкладывать деньги в отрасль, за которую борются инвесторы в других странах, говорит исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик.
Коммунальный платеж не должен быть слишком высоким для людей, согласен заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн. Но система водоснабжения и водоотведения нуждается в модернизации: исходя из данных Росстата нормативам соответствует лишь 60% воды, которая поставляется водоканалами. Инфраструктура в ЖКХ – от сетей до котельных – изношена в среднем на 90%, сообщала ранее управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова, деньги на новую неоткуда взять, кроме как из тарифов. В водоснабжении и водоотведении финансовая ситуация и вовсе критическая, предупреждали аналитики ЦСР.
За электроэнергию население платит ниже ее себестоимости. Разницу энергетическим компаниям компенсирует бизнес через повышенные платежи: это стоит ему около 250 млрд руб. в год. Системой недовольны крупные промышленные предприятия, на которые ложится большая часть дополнительных затрат. Электричество занимает 14% всех платежей за ЖКУ, или около 1,4% совокупного семейного дохода российского домохозяйства, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. И снижение цен на электроэнергию для населения экономически нецелесообразно, считает он.
Тепло же населению обходится дорого из-за того, что его потребление слишком велико, говорит руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Нужно не повышать тариф, а, например, снижать потребление, реконструируя многоквартирные дома, считает она.
Тарифы – это инструмент, балансирующий необходимые затраты с интересами населения, сказала Бик. Если население не может потянуть определенный уровень тарифов, нужно жить по средствам, но честно предупреждать, что модернизация коммунальной инфраструктуры будет осуществляться не в полной мере, говорит она. Пока же потребности на обновление устаревших сетей со стороны региональных и муниципальных властей рассчитываются по максимуму, в итоге тариф нужен высокий, а когда инвестор начинает работать, он сталкивается с протестом населения и снижением тарифа, заключает Бик.