Счетной палате не нравится идея поддержать экспортеров деньгами из ФНБ

А без одобрения аудиторов и ЦБ профильный комитет Госдумы не хочет принимать такой законопроект
Руководитель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров (слева) попросил ведомство Антона Силуанова хорошенько потрудиться до конца дня
Руководитель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров (слева) попросил ведомство Антона Силуанова хорошенько потрудиться до конца дня / Алексей Смышляев / Интерпресс / ТАСС

Минфину придется отстаивать свои идеи, как расходовать средства фонда национального благосостояния (ФНБ), еще перед одним оппонентом – Счетной палатой. В понедельник думский комитет по бюджету и налогам отказался согласовывать поправку в Бюджетный кодекс, которая позволяет направлять средства ФНБ на экспортные кредиты, пока она не будет одобрена Центробанком (ЦБ) и Счетной палатой. Законопроект, в который включена поправка, должен рассматриваться во втором чтении уже завтра, 23 июля.

«Если до вечера сегодняшнего вы согласуете поправку эту с ЦБ и Счетной палатой, мы ее включаем в текст закона, если нет, мы ее из закона исключим», – предупредил Минфин руководитель комитета Андрей Макаров (его цитирует «Интерфакс»). «Ведомости» ожидают ответа от Макарова, а также представителей Минфина, ЦБ и Счетной палаты.

В ФНБ поступают сверхдоходы от продажи нефти: по бюджетному правилу в 2019 г. это все, что образуется при цене нефти Urals выше $41,6/барр. Сейчас в ФНБ 3,8 трлн руб., или 3,6% ВВП. Минфин ждет, что к концу 2019 г. фонд вырастет до 7,9 трлн руб. Это значит, что ликвидная часть фонда достигнет 7% ВВП и все деньги, что окажутся в ФНБ сверх лимита, можно тратить. По прогнозам Минфина, в 2020 г. из ФНБ можно будет потратить 1,8 трлн руб., в 2021 г. – 4,2 трлн.

Чиновники уже начали спорить, как распорядиться средствами ФНБ. Например, вкладывать их внутри страны или за рубежом. А ЦБ в середине июня и вовсе предложил рассмотреть возможность увеличить порог с 7% ВВП, так как риски изменились с тех пор, когда он устанавливался в 2017 г.

Счетная палата поправки не поддерживает, цитирует «Интерфакс» ее замдиректора департамента предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджета Игоря Прокопенко: «Эта поправка преждевременна <...>, потому что это затрагивает ключевое обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы, а также сохранение макроэкономической стабильности». Он также подчеркнул, что поправки нужно согласовать с ЦБ.

В интервью Reuters в начале июля председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что размер допустимых ежегодных трат ФНБ «пока не обсуждается». Но если тратить 1–2% ВВП в год, влияние на экономику и реальный валютный курс будет таким же, как если бы цена отсечения в бюджетном правиле была повышена до $50–60/барр., объяснила она. Такие сценарии ЦБ на тот момент не просчитывал – так как не получил конкретных предложений от Минфина. По оценкам Минфина, при снижении цены на нефть до $30/барр. и сохранении ее на таком уровне в течение пяти лет, выпадающие нефтегазовые доходы бюджета составят почти 9% ВВП.