Сколько заработает «Мостотрест» на строительстве нового автомобильного кольца Москвы
У компании Аркадия Ротенберга практически не осталось конкурентовОпределен подрядчик для строительства участка Северо-восточной хорды от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе, сообщил руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Единственный участник конкурса – ПАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга выполнит работы за 51,96 млрд руб. Проектом предусмотрено строительство дорог протяженностью 17,9 км, в том числе пяти эстакад, реконструкция моста через р. Яузу и строительство трех мостов через р. Лихоборку. Работы завершатся в 2022 г., говорит Бочкарев.
А в июне московские власти разыграли еще один подряд в составе хорды – на строительство эстакад на пр-те Мира, единственным участником торгов также был «Мостотрест». Эту работу он выполнит за 10,82 млрд руб.
«Крупных компаний, которые сегодня могли бы взяться за подряд стоимостью 50 млрд руб., кроме «Мостотреста», и нет», – комментирует итоги торгов руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. В Москве несколько крупных подрядчиков, которые строят автодороги, – ИФСК «Аркс», МИСК, «Ингеоком», МСУ-1. МСУ-1 не стала подавать заявку, так как «не проходила по условиям тендера», сообщил представитель компании. Запросы «Ведомостей» в «Аркс» и МИСК остались без ответа.
Протяженность всей Северо-восточной хорды – 71 км, она свяжет три округа столицы: север, восток и юго-восток и пройдет от новой трассы М11 Москва – Санкт-Петербург до Косинской эстакады. Ее строительство оценивается в 298 млрд руб. (по данным адресной инвестиционной программы Москвы, АИП).
Хорда готова на 80%, сообщал ранее заммэра Марат Хуснуллин. На 1 января 2019 г. на ее строительство власти должны были потратить около 190 млрд руб. (по данным АИП). Сегодня автомобильное движение запущено по всем участкам, кроме двух – от Дмитровского шоссе до Ярославского и от Ярославского до Открытого шоссе. Большую часть этой магистрали построил именно «Мостотрест».
Разыгранный участок – предпоследний в составе Северо-восточной хорды. Еще один участок пройдет по территории парка «Лосиный остров». Это один из самых сложных отрезков: город планирует строить дорогу вдоль Малого кольца железной дороги, однако существующей полосы отвода для шестиполосного движения (по три в каждую сторону) может оказаться недостаточно, говорит близкий к мэрии источник. По его словам, возможно, властям придется расширять ее за счет парка. Этот участок «пока в проектировании», сообщил «Ведомостям» представитель департамента строительства Москвы.
Изначально два участка – от Дмитровского шоссе до Ярославского и от Ярославского до Открытого шоссе – московские власти собирались отдать в концессию УК «Лидер». В 2015 г. «Лидер» собирался вложить в строительство около 50 млрд руб., а взамен получил бы на 49 лет право эксплуатировать другие участки хорды на платной основе. Но проект оказался сложным, переговоры затянулись, и городские власти решили построить объект за свой счет.
Северо-восточная хорда станет частью нового автомобильного кольца, которое строят московские власти. Это кольцо включает еще три магистрали – Юго-восточную (25 км) и Северо-западную (83 км) хорды, а также Южную рокаду (40 км). «По сути, мы создаем еще одно кольцо между Третьим транспортным кольцом и МКАД», – рассказывал в интервью «Ведомостям» Хуснуллин.
Общая стоимость всех четырех магистралей превышает 630 млрд руб. (по данным АИП). В марте единым оператором нового кольца стала городская компания «Мосинжпроект». Она определена исполнителем работ и услуг, связанных с проектированием и строительством магистралей, за исключением Северо-западной хорды (практически построена, единым генподрядчиком еще в 2013 г. был назначен «Мостотрест»).
На 1 января 2019 г. на все четыре трассы должно было быть потрачено 338 млрд руб. На достройку необходимо еще около 292 млрд руб. Два участка Северо-восточной хорды обойдутся примерно в 93 млрд руб. На Северо-западную хорду требуется около 42 млрд, на Южную рокаду – 47 млрд руб. Строительство Юго-восточной хорды еще не началось, этот проект оценивается в 110,7 млрд руб.
Общая сумма контрактов, полученных «Мостотрестом» на строительство хорд, превысила 330 млрд руб. (включая контракт 2008 г. на строительство 3,87 км между ш. Энтузиастов и Измайловским шоссе). Эта компания может получить новые подряды еще примерно на 140 млрд руб., рассказали «Ведомостям» несколько источников, близких к московскому правительству, и несколько подрядчиков, работающих с городскими властями. Если это произойдет, общая сумма контрактов «Мостотреста» на строительство хорд может превысить 470 млрд руб. Компания действительно крупнейший подрядчик, но тендеров по новому кольцу она получит «несколько меньше», утверждает высокопоставленный чиновник мэрии.
На рынке подрядчиков кризис, констатирует Галактионова. Проблемы типичны: компании не могут предсказать свою загрузку, а банки не хотят кредитовать их, так как не считают этот бизнес устойчивым, поэтому финансовые показатели большинства компаний тревожны.
Рентабельность бизнеса падает, поэтому владельцы компаний или закрывают бизнес, или банкротятся, соглашается один из московских подрядчиков. За последние годы с рынка ушло несколько компаний – например, НПО «Космос», «Трансстрой», «Горизонт». У некогда крупных подрядчиков в разы сократились портфели заказов: например, количество выигранных контрактов у «Аркса» уменьшилось с 37,7 млрд руб. в 2015 г. до 2,9 млрд в 2018 г.; у МИСК – с 22,7 млрд в 2016 г. до 13,6 млрд в 2018 г.; «Ингеоком» в 2014 г. строил дорог на 28 млрд руб., сегодня – примерно на 14 млрд.