Взгляд на ветряки из пещеры
Владимир Путин предостерегает мировое сообщество от опасности ВИЭНа традиционную энергетику приходится четверть всех выбросов СО2 в атмосферу, заявил Владимир Путин на Глобальном саммите по производству и индустриализации. Аналитический центр при правительстве в июле 2018 г. оценил долю выбросов от энергетики в 82,3%. Схожие данные представляет Международное энергетическое агентство (МЭА) – 2/3 от всех выбросов. Оставим за скобками компетентность специалистов, которые готовят доклады для президента, и достоверность данных, которые глава государства сообщает делегатам со всего мира. Важно другое – какие цели и направления развития энергетики обозначает президент. Ведь он же не бездумно повторяет с бумаги слова, написанные неизвестными лоббистами?
В целом Путин соглашается, что наращивание производства и потребления традиционной энергии несет экологические риски. И тут же называет общемировую ставку на развитие альтернативной энергетики желанием «облачиться в шкуры либо переселиться в пещеры». Но остановить движение всего человечества вперед невозможно и бессмысленно, говорит Путин. Хотелось бы верить, что здесь он прав.
По данным МЭА, в 2018 г. выбросы CO2, связанные с энергетикой, выросли на 1,7% и достигли рекордных 33,1 млрд т, большая часть прироста пришлась на угольные электростанции. Переход с угля на газ позволил мировой энергетике избежать выбросов 95 млн т СО2, а возобновляемых источников энергии – 215 млн т. И хотя это пока не позволило человечеству снизить общее количество выбросов, кажется понятным, как это сделать.
Но Путина волнует не только изменение климата. Птицы, черви и кроты – дикая природа справедливо требует защиты от антропогенного воздействия. По данным министерства внутренних дел США, ежегодно от столкновения с оконными стеклами зданий умирает 988 млн птиц, с наземным транспортом – 340 млн, с ЛЭП – 57 млн. От столкновения с ветряными турбинами – 0,5 млн птиц. Сколько российских пташек гибнет от ветряков? Если посчитать в процентах относительно США, выйдет 75 пернатых. Птичек, конечно, жалко. Но, может быть, для их спасения эффективнее ограничить высотное строительство?
В 2010 г. премьер-министр Путин в Хабаровске говорил о негативном влиянии ветряков на кротов. Но это не помешало правительству разработать и спустя три года, уже при президенте Путине, принять программу поддержки возобновляемой энергетики. За это время в России с нуля заработала целая ВИЭ-индустрия, включающая научные центры, технологичные производства с высокой долей локализации и уже действующие солнечные и ветровые станции. К 2025 г., когда действие программы завершится, доля возобновляемой энергетики в России не превысит 1%, хотя правительство в разные годы ставило задачу сделать зелеными до 4,5% производимой энергии.
Сейчас в правительстве обсуждают возможность продлить программу поддержки. Один из основных лоббистов программы – Анатолий Чубайс говорит, что для развития отрасли нужно гарантировать доходность строительства еще 10 ГВт зеленых мощностей. В Минэнерго и «Совете рынка» (регулятор отрасли) говорят о необходимости поиска альтернативных источников финансирования – через экспорт или дешевые кредиты. И в самый разгар дискуссии мы слышим слова президента, которые противоречат не только данным ученых и международных аналитических агентств, но и российским стратегиям.
Путин предупреждает мир об опасности оказаться в частоколе ветряков. Правда, пока большинство россиян видели ветряки только в зарубежных поездках, в то время как значительную территорию страны до сих пор питают угольные станции с истекшим сроком эксплуатации. Действительно, нельзя же запретить желающим облачаться в шкуры и переселяться в пещеры!