Проект о защите инвестиций застрял в правительстве

Чиновники опасаются, что механизм выдачи индивидуальных льгот недостаточно прозрачен
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Законопроект о защите и поощрении инвестиций («капиталовложений»), который Минфин подготовил еще в прошлом году, увяз в согласованиях в правительстве. Внести его в Госдуму до 1 июля правительству поручал президент Владимир Путин. По задумке чиновников он должен был стать законом об инвестициях, который обещает бизнесу преференции взамен на вложения в экономику.

Но поручение президента пока не исполнено. Законопроект был внесен в правительство в середине апреля, но до сих пор не был одобрен правительством и правительственной комиссией по законопроектной деятельности, рассказали «Ведомостям» два участника комиссии, а также три федеральных чиновника. Проект не поддерживает и Государственно-правовое управление президента, знают два чиновника. Пресс-секретарь Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей».

В прошлый четверг законопроект обсуждался на совместном совещании у первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака, рассказывают три чиновника, где вновь не получил поддержку и был отправлен на доработку. Специальные инвестиционные контракты уже предусматривают серьезные льготы для инвесторов, говорит один из чиновников, а соглашение о защите инвестиций должно давать длительную оговорку по изменениям налогового законодательства.

Представитель Козака подтвердил, что на совещании было принято решение доработать законопроект. Представитель Минфина ожидает, что процедуры согласования будут завершены в ближайшее время.

Законопроект о защите инвестиций («Ведомости» ознакомились с его последней версией, подлинность подтвердил федеральный чиновник) предусматривает создание двух режимов – общего инвестиционного и проектного (базовый и индивидуальный). При общем режиме инвесторы смогут претендовать на бюджетные субсидии, льготы по налогам и таможенным платежам, аренду земельных участков, права на добычу полезных ископаемых, преференции при госзакупках. Приоритет предлагается отдавать инвестпроектам, в том числе создающим новые долгосрочные источники бюджетных доходов.

Компании, которые попадут в проектный инвестиционный режим, получат более серьезные преференции. В базовом проектном режиме – базовую стабилизационную оговорку (неизменность налоговых условий), а также возмещение расходов на создание инфраструктуры. Для этого компания должна вложить не менее 250 млн руб. собственных средств, если это социальные проекты, 1 млрд руб. – проекты цифровой экономики, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, 3 млрд руб. – для остальных. Для стабилизационной оговорки проведение финансового аудита проектов не требуется.

В индивидуальном проектном режиме компании могут рассчитывать на более значительные преференции – возмещение расходов на создание инфраструктуры за счет налоговых выплат, а также индивидуальную стабилизационную оговорку. Она защищает не только от роста налогов, но и от увеличения ставок вывозных таможенных пошлин, изменения формулы долгосрочного тарифного регулирования, изменения обязательных процедур, сокращения тарифных квот, роста неналоговых платежей, а также от других ограничений, которые могут коснуться инвестора.

Чтобы получить такую защиту, инвестор должен вложить в проект не менее 10 млрд руб. собственных средств. А проект должен пройти финансовый аудит и получить одобрение правительственного органа по содействию реализации новых инвестпроектов – в него могут входить вице-премьеры, министры, а также при необходимости представители администрации президента и губернаторы. Чем больше вложения, тем дольше действует соглашение – от 6 до 20 лет.

Финансово-экономический аудит Минфин предлагает провести самостоятельно вместе с региональными чиновниками, а также возможно с привлечением ВЭБ.РФ и Российского фонда прямых инвестиций. Чиновники должны оценить соотношение предполагаемых выгод и затрат. Окончательное решение за правительством, но эта процедура одобрения проекта будет установлена позже.

Против такого принципа оценки проектов, претендующих на индивидуальную поддержку, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития. Механизм создаст дискриминационные условия для потребителей и поставщиков услуг (из-за гарантии неизменности тарифов), предупредил замруководителя ФАС Рачик Петросян в отзыве на проект («Ведомости» ознакомились с копией, ее подлинность подтвердил один из чиновников).

Минэкономразвития и вовсе опасается, что индивидуальная стабилизационная оговорка несет в себе высокие коррупционные риски. Об этом пишет замминистра экономического развития Михаил Расстригин. Это может привести к поддержке неэффективных проектов – финансово-экономический аудит не подразумевает сравнительного анализа проектных режимов, указывает он. А механизм оговорки в отношении концессий и ГЧП ущемляет права инвесторов по таким соглашениям по сравнению с действующими условиями, что в итоге приведет к снижению интереса инвесторов к таким проектам, заключает Расстригин.

Есть и риски слишком сильного административного усиления Минфина, говорит участник правительственных совещаний. Проверка соблюдения закона о защите конкуренции и согласование позиций профильных ведомств будут проведены во время оценки проектов правительством, говорится в пояснительной записке.

Представители ФАС и Минэкономразвития не ответили на запросы «Ведомостей».

Налоговые льготы должны работать сами по себе – по алгоритму, чтобы никакой чиновник не мог решить, кому льготу дать, а кому нет, говорит партнер Dentons Василий Марков. Бизнес же заботят не столько льготы, сколько непредсказуемое регулирование и правоприменение, заключает он.