«Ростелеком» планирует создать новую аэронавигационную сеть за 100 млрд рублей

Против этого выступают военные, но идею поддерживает правительство
Smartmoney
Smartmoney

Чиновники Минтранса, Минобороны и ФСБ должны в самом скором времени договориться, как модернизировать систему аэронавигации в России по концессии, обсуждаются предложения «Ростелекома», рассказали два чиновника и три человека, участвующих в работе над проектом в составе разных его участников. Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил ускорить рассмотрение вопроса о концессии для создания новой инфраструктуры, необходимой для современного наблюдения за воздушным пространством, подтвердил человек, близкий к Минобороны.

Это уже второе поручение Медведева, касающееся аэронавигационной концессии. Первое было в декабре – в виде резолюции на письме гендиректора «Ростелекома» Михаила Осеевского. Острая нехватка аэронавигационной инфраструктуры создает угрозу национальной безопасности, писал премьеру Осеевский («Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность содержания подтвердил чиновник). Сейчас сплошное наблюдение за небом в России отсутствует, оно ведется только вдоль маршрутов авиации и вокруг аэродромов, а это не позволяет в полной мере использовать возможности беспилотников и малой авиации, сетовал Осеевский и продолжал: еще в 2016 г. 75% аэродромных и 60% трассовых (т. е. по маршруту самолетов) радиолокационных комплексов полностью выработали ресурс.

Во всем мире подобные проблемы решаются внедрением широкозонных многопозиционных систем наблюдения (МПСН), рассказывал Осеевский в письме Медведеву, они покрывают воздушное пространство как по высоте, так и по площади. В России лишь в нескольких аэропортах есть подобные системы – к примеру, МПСН оборудован петербургский аэропорт «Пулково». Осеевский предложил Медведеву создать национальную систему сплошного наблюдения по всей стране.

Медведев резолюцией поручил вице-премьеру Максиму Акимову и министру транспорта Евгению Дитриху предложения «Ростелекома» проработать.

Акимов предложения «Ростелекома» поддержал и, в свою очередь, обратился к Минтрансу и Минобороны с просьбой совместно с «Ростелекомом» проработать вопрос создания национальной сети МПСН (с копией его письма ознакомились «Ведомости»; его подлинность подтвердил чиновник).

Сеть МПСН состоит из малогабаритных станций, которые не только следят за положением каждого самолета в небе, но и получают с него разнообразные данные – о скорости, давлении и т. п. Появление МПСН повысит безопасность перелетов, говорит участник обсуждения проекта.

Акимов писал Медведеву, что в сети МПСН должно быть 6663 станции, их развертывание в 2019–2027 гг. будет стоить свыше 102 млрд руб., а эксплуатация – 5,5 млрд руб. в год. Есть разные варианты, стоимость ее создания и эксплуатации с обслуживанием кредитов доходит до 400 млрд руб., говорят чиновник и человек, близкий к одному из участников обсуждения. На совещаниях в Минтрансе, знает чиновник, предлагалось оставить 2400–2600 станций, т. е. игнорировать надобности малой авиации, что привело бы к снижению стоимости сети МПСН до 50 млрд руб. О стоимости эксплуатации он не сказал.

За новую систему аэронавигации развернулась борьба между концерном «Алмаз-Антей», единственным поставщиком оборудования для госкорпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД; сейчас отвечает за аэронавигацию), и «Ростелекомом» с его сетью МПСН. Вступить в борьбу может и третий участник – «Ростех» в консорциуме с производителем оборудования для МПСН «Азимут»: такой концессионер предпочтителен для Минтранса, уверены два собеседника, близких к разным участникам обсуждения.

Представители ­«Алмаз-Антея», Минобороны, ФСБ и Минтранса воздержались от комментариев.

«Ростех» будет работать в соответствии с решениями государства, определяющими порядок поставок, сейчас это прямая закупка через «Алмаз-Антей», но, если будет другой порядок, компания будет принимать участие в конкурентной борьбе, говорит представитель «Ростеха».

400 млрд руб.

в такую сумму максимально оценивается обновленная система аэронавигации в России, с учетом стоимости ее создания, многолетней эксплуатации и обслуживания кредитов. В письме вице-премьера Максима Акимова стоимость системы оценивается более чем в 102 млрд руб., а расходы на эксплуатацию – в 5,5 млрд руб. ежегодно

Закупать оборудование для сети МПСН «Ростелеком» предлагает у российского производителя – научно-производственного предприятия «Цифровые радиотехнические системы» (НПП ЦРТС), писал Осеевский Медведеву. «Ростелеком» и ЦРТС в декабре прошлого года создали под сеть МПСН специальную компанию – «Авиателекоминвест» (по данным из ЕГРЮЛа, у «Ростелекома» – 51%, у структур ЦРТС – 49%), говорит человек, участвующий в обсуждении темы.

Представитель ЦРТС оценивает капитальные затраты на сеть МПСН в 82 млрд руб., эти деньги частично вложит концессионер. По его данным, сеть будет состоять из 5236 технических постов МПСН, 295 серверов-концентраторов, 13 модулей обработки данных и 2 центров обработки данных (один из них резервный). Финального решения нет, предложение о концессии обсуждается на совещаниях во всех заинтересованных ведомствах и организациях, требуется взвешенная и комплексная проработка, говорит представитель Акимова.

Представитель «Ростелекома» от комментариев отказался.

Такое оборудование используется и для военных целей, а военные встретили идею передать аэронавигационную систему в концессию в штыки, рассказали человек, близкий к Минобороны, и два человека, близких к разным сторонам проекта сети МПСН.

Необходимость столь дорогостоящей системы неочевидна, объясняет человек, близкий к Минобороны: тщательного изучения требует и импортная элементная база в предложенных ЦРТС устройствах АЗН-В, которые образуют предлагаемую сеть. В основе оборудования – радиоэлектронные компоненты отечественной разработки, настаивает представитель ЦРТС: компания уже поставляла МПСН в аэропорт «Пулково» и еще несколько аэропортов.

Представитель госкорпорации по ОрВД сказал, что объекты ГК ОрВД могут находиться только в федеральной собственности, использование их в концессии невозможно. Модель концессии – это контроль государства над компанией и прямая ответственность концессионера перед государством за весь жизненный цикл создаваемой сети МПСН, возражает ему представитель НПП ЦРТС.

Представитель Росавиации отказался от комментариев.

Минтранс осознает разумность концессии – затраты быстро окупятся, сейчас 70% территории страны не покрыто аэронавигационными устройствами, а иностранные компании платят не только роялти за пролет над Россией, но и за сопровождение полетов, напоминает один из участников обсуждения проекта. Средства национального оператора ГК ОрВД не могут использоваться ни на что, даже на дивиденды, кроме уставной деятельности, часть накопленных денег госкорпорация сможет вложить в проект и стать стороной концессии, объясняет он.

«Ростелекому» пока удается настоять на своем, говорят пять человек, близких к разным сторонам обсуждения.

«Аэронавигационная система в России сильно отстает от лучших западных аналогов. И главная причина – не в устаревших локаторах, а в программном обеспечении (ПО). Весь мир работает на ПО Jeppesen, полетами управляет компьютер, а в России по-прежнему все операции проводит диспетчер – понятно, что его производительность по количеству взлетно-посадочных операций намного ниже», – жалуется топ-менеджер российской авиакомпании. Обновлять аэронавигационное оборудование нужно, но нужно менять и нормативную базу: из-за устаревших процедур выбор траекторий полета неоптимален, предупреждает директор Strategy Partners Михаил Сквирский. Ключевой вопрос при выборе между МПСН и локатором – стоимость строительства и эксплуатации, продолжает он: если аэродром имеет развитую инфраструктуру и простой рельеф, МПСН будет обходиться значительно дешевле.

Но в труднодоступных районах стоимость прокладки и обслуживания линий электропередачи и связи может обойтись значительно дороже локатора, так как для локатора нужна всего одна точка с подведенным электричеством и связью, для МПСН – несколько. В некоторых случаях выбор может быть обусловлен дополнительными требованиями, например если на аэродроме устанавливают продвинутую систему управления наземным движением», – говорит Сквирский. Привлечение «Ростелекома» в консорциум может быть полезно с точки зрения снижения эксплуатационных и капитальных затрат на создание системы, уверен он. Каждая станция МПСН представляет собой вышку с подведенными к ней линиями электропередачи и связи, что позволяет использовать ее и подведенную инфраструктуру одновременно и для решения иных задач, например для установки дополнительного телекоммуникационного оборудования», – заключает Сквирский.