ФАС предложила очередной вариант расчета тарифов от эталонных затрат
Он по-прежнему не нравится ни чиновникам, ни бизнесу«Ведомости» ознакомились с доработанной версией законопроекта о регулировании тарифов (подлинность подтвердил представитель Федеральной антимонопольной службы, ФАС). Проект внесли в правительство ФАС и Минэкономразвития в апреле. Сейчас обсуждаются подзаконные акты к нему, рассказывает собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения.
Изменить правила регулирования тарифов в августе 2018 г. поручал президент Владимир Путин, в частности – ввести эталоны и долгосрочные тарифы.
Законопроект ставит в приоритет именно метод эталонных затрат. Но как будет устанавливаться эталон, из законопроекта не ясно. Методика предполагает выделение нескольких факторов, которые влияют на деятельность компаний, чтобы разделить их на группы и закрепить за каждой эталон со средним тарифом, знает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн. Если использовать эталонный метод невозможно, законопроект позволяет прибегать к другим – например, к методу обоснованных затрат.
Новые правила должны вступить в силу спустя год после принятия законопроекта, а отдельные положения, регулирующие применение метода эталонных затрат, – спустя три года, пояснил «Ведомостям» замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.
Сейчас цены на тарифы регулирует более 20 федеральных законов и 100 подзаконных актов, рассказывает Пузыревский. Законопроект должен установить «единые правила игры», рассчитывает он. Принимать тарифы ФАС предлагает на пять лет и не пересматривать их ежегодно, как сейчас. Исключение – рост налогов и сборов или уменьшение тарифа из-за невыполнения инвестиционных, производственных и ремонтных программ.
В марте проект был в целом одобрен, говорит Пузыревский, и сейчас обсуждается в правительстве.
Но его последняя версия устраивает не всех. Он не был поддержан на экспертном совете комитета Госдумы по энергетике (в феврале), напоминает представитель Минэнерго. Регламент не предполагает внесение проектов в правительство без согласования со всеми заинтересованными ведомствами, отметил он. Минтранс с проектом знаком и направил позицию в правительство, лаконичен представитель министерства. А предложение Минстроя – дать право регионам самим выбирать метод формирования тарифов – уже вошло в проект, рассказывает представитель министерства. Его коллега из Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей».
Недоволен и бизнес. «Транснефть» направила два письма первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову, сообщил представитель компании («Ведомости» ознакомились с их содержанием). В первом, февральском, «Транснефть» рекомендовала ФАС и Минэкономразвития рассматривать законопроект как базовый, но сохранить действующий порядок ведомственных актов, учитывающих отраслевую специфику. А также пожаловалась на отсутствие в проекте расчетов и исследований, доказывающих целесообразность изменений. Второй раз «Транснефть» писала Силуанову уже после внесения законопроекта в правительство: предложение компании не было учтено, хотя его поддержало Минэнерго и частично ФАС с Минэкономразвития. Представитель Силуанова отказался от комментариев.
Эталоны упрощают формирование тарифов и позволяют оценить, насколько они высокие или низкие, говорит руководитель экспертного совета при Комитете по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Ирина Булгакова. Но текущая версия законопроекта предлагает брать не лучшее, а среднее, говорит Эпштейн. Сравнить аналоги, например, в водоснабжении сложно, говорит Булгакова, слишком много факторов влияет на технологию. Уже действовал закон о едином госрегулировании электрической и тепловой энергии, но от него отказались – каждая отрасль уникальна, рассказывает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов.
Введение эталонов может сказаться на качестве и надежности услуг, предупреждает Эпштейн, если из-за недостатка средств не будут проводиться ремонтные работы, а квалифицированные работники будут замещаться менее качественной, но дешевой рабочей силой.
В подготовке статьи участвовали Владимир Штанов, Артур Топорков