Сергей Иванов предложил ограничить поездки туристов на Байкал

Так он хочет сократить количество отходов на берегах озера
Евгений Епанчинцев / ИТАР-ТАСС
Евгений Епанчинцев / ИТАР-ТАСС

«Байкал вызывает все больше беспокойства», – признался спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на Всероссийском водном конгрессе. Промышленных сбросов в озеро уже практически нет – власти закрыли Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), а рядом с Улан-Удэ на впадающей в озеро реке Селенге строятся крупные очистные сооружения. Но бытовые отходы растут «непомерными темпами».

На Байкал приезжают миллионы туристов, среди них очень много так называемых диких, объяснил Иванов. К тому же прямо на берегу озера «как грибы» строятся маленькие гостиницы и ни одна из них, по словам Иванова, не строится с очистными сооружениями – «все идет в Байкал». Поэтому рано или поздно придется ограничивать приток туристов. Ведь на другие особо охраняемые природные территории не пускают бесконтрольно людей, наверное, то же самое надо делать и с туристическим потоком на Байкал, предложил он.

От туристов появляется самое заметное, но не самое сильное загрязнение, отмечает директор «Гринписа» по России Иван Блоков. Гораздо опаснее сбросы без очистных сооружений почти от 90 населенных пунктов, расположенных на берегу озера, но их почти не видно.

Такого экологического кризиса, как сейчас на Байкале, еще не было, констатирует ученый секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Орлова. Но кроме бытовых отходов не менее важна проблема сточных вод. В 90% поселений вокруг Байкала отсутствуют очистные сооружения, а у половины тех, которые функционируют, истек срок эксплуатации и износ составляет 80%, говорит она.

Еще одна проблема Байкала – отходы, накопленные Байкальским ЦБК, отмечает научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Есть очаг загрязнения подземных вод в районе г. Байкальска. Обезвредить оставшиеся отходы ЦБК должна Росгеология, говорил Иванов.

Планировать развитие туристических территорий нужно с учетом экологической нагрузки, комментирует представитель курирующего туризм Минэкономразвития. Это министерство вместе с Минприроды уже делает пилотный проект по развитию устойчивого экологического туризма на Байкале: фондом «Озеро Байкал» будет учреждена компания, которая разработает и воплотит познавательные, экологические и событийные туры на особо охраняемую природную территорию Байкала. Прибыль от продажи туров будет перечислена в виде грантовых программ на развитие территории, включая создание экологических троп и развитие инфраструктуры. Разработанная схема позволит снизить влияние антропогенной нагрузки на основные туристические объекты Байкала, считает представитель Минэкономразвития. Его коллега из Минприроды не ответил на запрос «Ведомостей».

Ежегодно Байкал принимает свыше 1 млн туристов, говорит гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Но лишь 5–6% из них относятся к организованным, прилетающим на самолетах и живущим в гостиницах. Проблемы Байкала созданы на месте, полагает он. Именно жители из Иркутской области, Красноярского края и Республики Тыва приезжают на машинах, жарят там шашлыки и живут в палатках, они не воспринимают Байкал как природную жемчужину мирового значения. Это часто приводит к появлению стихийных свалок, комментирует Ромашкин.

Ограничивать нужно не количество туристов, а их дикое пребывание на Байкале. Пусть организованных туристов будет больше, от них практически нет вреда, говорит директор Байкальского государственного природного биосферного заповедника Василий Сутула. В заповеднике есть познавательный туризм, визит-центр «Байкал заповедный». Для туристов надо создать условия, которые позволят минимизировать негативное воздействие на природу, согласен Блоков: речь не только о мусоре, но и о вытаптывании растений, использовании фосфор- и азотсодержащих моющих средств, о попадании органики в озеро. Сейчас такие условия в основном отсутствуют, констатирует эксперт. И еще надо исключить использование одноразовых пакетов и других одноразовых предметов и упаковки, а также постепенно переходить на энергию из возобновляемых источников, добавляет он.

Надо не запрещать людям приезжать на Байкал, а работать с проблемой: ставить урны, организовывать раздельный сбор мусора, следить за его вывозом и переработкой, считает вице-президент компании «Гост отель менеджмент» (ее отель «Гранд Байкал» расположен в 800 м от озера) Антон Процентов. Нужны очистные сооружения по всему берегу, а также высокие штрафы для тех, кто мусорит, предлагает Сутула.

Формирование эффективной системы обращения с отходами Байкальской природной территории осложняется в первую очередь имеющимися запретами и ограничениями в природоохранном законодательстве, отмечает Соколова. Ширина водоохранной зоны озера огромная – местами она достигает 80 км, объясняет она. В ней запрещено строительство полигонов по захоронению отходов. Соответственно, вывозить отходы с байкальского побережья очень далеко и дорого, поэтому и образуются нелегальные и стихийные свалки. Временным решением могло бы стать строительство мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций на Байкальской природной территории. Одновременно, конечно, нужно рекультивировать несанкционированные свалки во всех муниципальных образованиях около Байкала в Иркутской области и Республике Бурятии, говорит Соколова.

Евгений Епанчинцев / ИТАР-ТАСС