Рост экономики в мае замедлился почти в 9 раз

Но Минэкономразвития ожидает его ускорения уже в июне
Министр экономического развития Максим Орешкин – оптимист и надеется на второе полугодие
Министр экономического развития Максим Орешкин – оптимист и надеется на второе полугодие / Евгений Разумный / Ведомости

В мае ВВП России вырос всего на 0,2% годовых, что в 8,5 раза ниже апрельского роста – 1,7% годовых. С такой оценкой в пятницу вышло Минэкономразвития. В I квартале экономика выросла всего на 0,5% (Росстат подтвердил предварительную оценку на прошлой неделе), а за все пять месяцев – на 0,7%.

Основная причина замедления роста – замедление промышленного производства, указывает министерство в докладе «Картина деловой активности». В мае промышленность выросла всего на 0,9% годовых, в то время как в апреле было 4,6%, а в I квартале 2019 г. – 2,1%. Обрабатывающая промышленность и вовсе перестала расти – упала до минус 1% годовых после апрельских 4,7%. Отчасти это связано с тем, что в мае 2019 г. в России люди работали на два дня меньше, чем в мае 2018 г. Если этот фактор исключить, то, по оценке Минэкономразвития, рост составил 0,6% годовых.

Ухудшение в промышленном производстве ожидаемо, но неприятно удивляет то, что помесячная статистика излишне нестабильна, пишут в обзоре аналитики Альфа-банка: из пяти месяцев этого года три месяца промышленность росла на 1% годовых, а два других рост ускорялся до 4% годовых. В обработке разброс такой же, что заставляет осторожничать в оценке перспектив экономического роста в России, заключают аналитики Альфа-банка.

Продолжается замедление и роста выпуска в добыче полезных ископаемых – до 2,8% годовых в мае после 4,2% в апреле. Из-за обязательств России по соглашению со странами ОПЕК замедляется добыча нефти – до годичного минимума в 1% годовых.

Кроме промышленности на замедление роста ВВП повлияли транспорт и торговля. Рост грузооборота в мае замедлился с апрельских 2,5% годовых до 1,1%, а рост розничной торговли за месяц замедлился на 0,2 процентного пункта и составил 1,6%.

Повышение НДС не только повлияло на спрос, но и определило динамику запасов – их рост в IV квартале 2018 г. и сокращение в I квартале 2019 г., объясняет главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой, но небольшое улучшение есть.

Несмотря на невысокие темпы роста в первые месяцы года, Минэкономразвития настроено оптимистически. Рост ВВП в июне будет выше, чем в мае, уверен министр экономического развития Максим Орешкин (здесь и далее его цитаты по «Интерфаксу»), а нынешние слабые результаты не дают оснований ждать рецессии.

Рецессия в экономике наблюдается тогда, когда спад продолжается больше двух кварталов подряд, и пока такой риск невелик, подтверждает главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова. Хотя, конечно, 0,2% – это не тот рост, на который все рассчитывали, и даже близкий к пределам статистической погрешности, указывает она.

Общая проблематика первого полугодия связана с одновременным ужесточением (денежно-кредитной политики из-за повышения НДС. – «Ведомости») и нехваткой спроса, объяснил Орешкин. А в мае еще добавились длинные праздники, напомнил он: «Второе полугодие будет определяющим».

По официальному прогнозу, Минэкономразвития ждет роста российской экономики за 2019 г. на 1,3%. С начала июня сразу три команды аналитиков ухудшили прогнозы роста российского ВВП в 2019 г. Всемирный банк снизил оценку с 1,4 до 1,2%, Центробанк – с 1,2–1,7 до 1–1,5%. Последним на прошлой неделе это сделало рейтинговое агентство Fitch: прогноз ухудшен с 1,5 до 1,2%. ЦБ и Fitch объяснили снижение прогноза слабыми данными за I квартал 2019 г.

Во второй половине года рост должен ускориться, подтверждает Полевой: монетарная политика ЦБ смягчается (14 июня регулятор снизил ключевую ставку на 0,25 п. п. до 7,5%) и начнут исполняться национальные проекты. Но их влияние на рост ВВП будет зависеть от того, удастся ли правительству преодолеть сложности, связанные с их согласованием и подготовкой, предупреждает Полевой. Активное исполнение майских указов для роста необходимо – деньги из экономики на них уже изъяли, а инвестиционной активности пока нет, согласна Евдокимова.

Даже если выполнять национальные проекты удастся, вряд ли они серьезно ускорят экономику, предупреждала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. На них до 2024 г. запланировано потратить 25,7 трлн руб., более 13 трлн даст федеральный бюджет. Ежегодный прямой эффект от расходов может составить 0,2% ВВП и до 0,1% ВВП – косвенный, оценивала Орлова. Инвестиции, предусмотренные национальными проектами, могут стимулировать ускорение роста до 1,6% в 2024 г., но это все равно лишь половина от цели правительства – рост ВВП на 3% к 2024 г., замечала она. Не верят в такое ускорение экономики и эксперты Центра развития Высшей школы экономики. Планы по многим из национальных проектов будут утверждены в декабре 2019 г. и оценить, как идет работа, можно будет только к 2020 г., писали аудиторы Счетной палаты.

Министр экономического развития Максим Орешкин – оптимист и надеется на второе полугодие