Депутаты предлагают страховать работников от банкротства компаний
Расходы бизнеса не вырастут, но платить за обанкротившиеся компании он не хочетБизнес может столкнуться с новым видом обязательного социального страхования – на случай невозможности выплатить зарплату из-за банкротства. Такой законопроект во вторник Госдума направила в правительство, указано на сайте комитета по государственному строительству и законодательству. Автор законопроекта – председатель комитета Павел Крашенинников.
Сейчас долги по зарплате, накопившиеся к началу банкротства, погашаются по закону во вторую очередь. Но фактически это седьмая очередь – после пяти очередей текущих платежей и кредиторов первой очереди (компенсация вреда жизни и здоровью) часто работникам ничего не достается, говорит арбитражный управляющий Евгений Семченко. Даже если в конкурсной массе остались деньги, ждать работникам приходится долго – процедура банкротства тянется минимум 13 месяцев, рассказывает он.
Законопроект предлагает финансировать расходы на выплаты работникам из средств Фонда социального страхования (ФСС), который будет получать деньги в виде обязательных взносов бизнеса. Действующие тарифы для компаний не вырастут – новые взносы будут выделены из уже существующих, а тарифы предложено распределять так: на пенсионное страхование – 22%, на страхование временной нетрудоспособности – 2,9%, на страхование временной нетрудоспособности иностранцев и людей без гражданства – 1,78%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%, на страхование от банкротства работодателя – 0,02%. Получается, на страхование работников банкротов деньги предложено забрать из взносов на страхование иностранцев.
При поступлении в Минтруд, по словам его представителя, законопроект будет рассмотрен в установленном порядке. В секретариат вице-премьера Татьяны Голиковой, курирующей соцблок, в Минфин и Минэкономразвития проект не поступал, говорят их представители. Их коллега из ФСС отказался от комментариев. Связаться с Крашенинниковым вчера не удалось. Идея застраховать зарплату не новая – последний раз она обсуждалась весной 2016 г.
Количество банкротств растет: по данным Минтруда, на которые ссылается комитет, в 2015 г. в стадии банкротства находилось 608 компаний с общей задолженностью по зарплате 4,7 млрд руб., а в I квартале 2019 г. их было 861 с 5,6 млрд руб.
Банкротства с долгами по зарплате самые сложные, потому что за невыплату зарплаты собственникам и руководителям предприятия может грозить уголовная ответственность, и такие дела на особом контроле у прокуратуры, рассказывает Семченко. Любой произвол со стороны работодателей жестко пресекается трудовым законодательством и судебной практикой, подтверждает член совета «Опоры России» Дмитрий Несветов.
Если оплачиваться такие долги будут из отдельного фонда, то работники выиграют, а банкротства ускорятся, считает Семченко. Сотрудник не должен разделять коммерческие риски работодателя: новое страхование даст гарантии работнику и не увеличит нагрузку на бизнес, поддерживает проект председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева. Но нужно ограничить такие выплаты в зависимости, например, от средней зарплаты в регионе, чтобы страховых взносов действительно хватило и не нашлось любителей искусственно получить эти деньги от государства, предупреждает Семченко. Лимит законопроектом установлен – страховые выплаты можно будет получить только за три месяца до начала процедуры банкротства. Обращаться за ними в ФСС нужно будет арбитражному управляющему.
Все взносы в ФСС носят целевой характер и направлены на решение законодательно закрепленных задач, напоминает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Свободных средств в фонде нет и их перераспределение лишит поддержки других нуждающихся, замечает он: «Если вдруг вырастут выплаты иностранцам – где фонд будет искать деньги?» Кроме того, это несвойственные для ФСС функции, вырастет административная нагрузка на фонд. В мире почти нет стран, где социальное страхование покрывало бы невыплату зарплаты. Нужно развивать другие механизмы борьбы с должниками, уверен он.
В законопроекте порочная идея – решение проблем одних предпринимателей за счет их платежеспособных коллег, возмущается гендиректор компании «Спасские ворота» Евгений Потапов. Преимуществ для бизнеса нет никаких, убежден президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин: задолженность по зарплатам из-за банкротств совсем невелика. Есть и другие риски, связанные с зарплатой, говорит Несветов: «Почему бы не страховать, скажем, от ее понижения, от невыплаты премий, от штрафов?» А рост банкротств связан со слабым состоянием экономики, замечает он. Необходимо бороться с ростом банкротств, поддерживает Авдеева.