Экономисты ухудшили прогноз роста ВВП на 2019 год

В 2020 году российскую экономику должны поддержать нацпроекты, но в их успешную реализацию не верят даже чиновники
Прогнозы большинства экономистов на 2019 г. приблизились к оценке Минэкономразвития
Прогнозы большинства экономистов на 2019 г. приблизились к оценке Минэкономразвития / Евгений Разумный / Ведомости

С начала июня сразу три команды аналитиков ухудшили прогнозы роста российского ВВП в 2019 г. Всемирный банк снизил оценку с 1,4 до 1,2%, Центробанк – с 1,2–1,7 до 1–1,5%. Последним это сделало рейтинговое агентство Fitch: прогноз ухудшен с 1,5 до 1,2%. Таким образом, его оценка оказалась хуже официального прогноза Минэкономразвития, которое ждет роста экономики за 2019 г. на 1,3%.

Ухудшение прогноза связано со слабыми данными за I квартал 2019 г. – экономика замедлилась сильнее, чем ожидалось, объясняют аналитики Fitch. Так же объяснил снижение прогноза и ЦБ. По предварительной оценке Росстата, за I квартал ВВП вырос всего на 0,5%. Результат оказался хуже прогнозов и Минэкономразвития, и ЦБ. Даже если Росстат улучшит предварительную оценку, на слабое частное потребление и инвестиции указывают и другие показатели, пишут аналитики Fitch.

Прогноз Fitch на 2020–2021 гг. остался неизменным: ежегодно экономика будет расти на 1,9%. Вырастут бюджетные расходы, снизится инфляция, на которую больше не будет влиять повышение НДС, а денежно-кредитная политика смягчится, перечисляют аналитики Fitch. В этом году они ждут снижения ставки на 0,25 п. п. до 7,25%, а в 2020 г. возможно еще одно такое снижение, что поддержит внутреннее потребление.

Центробанк же ждет ускорение экономики по мере реализации нацпроектов. На них делает ставку и Минэкономразвития: после «провального» 2019 года министерство ждет ускорения экономики до 2% в 2020 г. и более чем до 3% в 2021–2024 гг.

Но экономисты в серьезном ускорении экономики за счет нацпроектов сомневаются. Они изначально были плохо проработаны, сетуют федеральные чиновники. По 70% утвержденных проектов статистику никто не ведет, планы по многим из них будут утверждены лишь в конце 2019 г. и оценить, как идет работа по ним, можно будет лишь в 2020 г., указывали аудиторы Счетной палаты в 2018 г.

Спустя год президенту Владимиру Путину доложили, что целей его майского указа вовсе не достичь, сообщал Bloomberg со ссылкой на доклад Минэкономразвития с такими выводами. Позже министр экономического развития Максим Орешкин подтвердил, что такая работа проводилась и результаты были направлены в правительство, отказавшись называть основные риски.

Даже если реализовать национальные проекты удастся, вряд ли они смогут серьезно ускорить экономику, предупреждала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Общая стоимость нацпроектов – 25,7 трлн руб., из которых более 13 трлн должен потратить федеральный бюджет. Ежегодный прямой эффект от расходов может составить 0,2% ВВП и до 0,1% ВВП – косвенный, оценивала Орлова. В итоге инвестиции, предусмотренные нацпроектами, могут стимулировать ускорение потенциального роста до 1,6% в 2024 г., но это все равно лишь половина от таргета правительства – рост ВВП на 3% к 2024 г., отмечала она. Не верят в такое ускорение экономики и эксперты Центра развития Высшей школы экономики.

Сами нацпроекты ориентируются на текущие, а не долгосрочные задачи, что несет серьезные макроэкономические и политические риски, предупреждал в марте ректор РАНХиГС Владимир Мау. Проекты часто не состыковываются с национальными целями и не обеспечивают их достижения, также не ясно, хватит ли у регионов денег поддерживать инфраструктуру, созданную в результате реализации нацпроектов, заключал он.