Венесуэльцы сутками стоят в очередях за бензином
Купить топливо в самой богатой нефтью стране становится все труднееВенесуэла обладает самыми большими запасами нефти в мире, но к дефициту топлива ей не привыкать. Однако если раньше эта проблема касалась в основном лишь западных регионов страны, где контрабандисты покупали практически бесплатный благодаря госсубсидиям бензин и перепродавали его в соседней Колумбии, то в последние недели многокилометровые очереди к заправкам выстроились во многих регионах Венесуэлы, пишет The Wall Street Journal.
Это еще больше усугубляет экономический кризис в стране.
У некоторых венесуэльцев нет другого выхода, кроме как пропускать работу, пытаясь купить бензин, хотя ждать в очереди порой приходится неделю. Фермеры не всегда могут доставить свою продукцию в города, что еще больше усугубляет и без того острейший продовольственный кризис. «[Страна] абсолютно парализована, – говорит Пауло Маркес, руководитель ассоциации скотоводов в штате Сулия (цитата по WSJ). – Мы в сложной ситуации и тратим практически все время в очередях на АЗС».
Из-за неэффективного управления энергетической отраслью и экономического кризиса среднесуточная нефтедобыча в Венесуэле снизилась в апреле до 768 000 баррелей, по данным ОПЕК. Между тем, на пике в конце 1990-х гг. она превышала 3 млн баррелей.
Ситуацию усугубляют санкции США, введенные в этом году против режима Николаса Мадуро. Венесуэла и раньше в основном импортировала нефтепродукты, прежде всего из США. Теперь же из-за санкций госкомпания PDVSA не может закупать топливо и легкие сорта нефти, которые необходимо смешивать с тяжелой венесуэльской нефтью, чтобы сделать ее пригодной для переработки и экспорта. Кроме того, Вашингтон призывает другие страны перестать импортировать венесуэльскую нефть. Индия уже прекратила закупки, заявил WSJ представитель министерства нефти и газа страны. Поскольку Венесуэла поставляет нефть России и Китаю в счет оплаты кредитов, а своему главному союзнику Кубе – по заниженным ценам, то больше всего нефтедолларов ей приносили как раз США и Индия.
В результате мощности крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего комплекса Paraguana загружены только на 10%, отмечает Антеро Альварадо из консалтинговой фирмы GasEnergy Latin America.
Официальный кризис
В конце мая центробанк Венесуэлы впервые за четыре года опубликовал данные об экономической ситуации в стране. Он признал, что ВВП страны снижался минимум на 10% в годовом выражении каждый квартал с конца 2015 г., а в III квартале 2018 г. (последние из доступных данных) – на 22,5%. Это примерно соответствует оценкам МВФ и других экономистов, которые говорят, что за шесть лет нахождения Мадуро у власти экономика сократилась вдвое. Кроме того, инфляция в стране составила 130 060% в 2018 г., по данным центробанка. Это гораздо ниже других оценок. По подсчетам Национальной ассамблеи – парламента, большинство в котором имеет оппозиция, инфляция достигла почти 1 700 000% в прошлом году. МВФ прогнозирует, что она может составить около 10 000 000% в этом году.
В первой половине мая PDVSA импортировала в среднем лишь 86 000 баррелей топлива и разбавителей нефти в день, пишет Reuters со ссылкой на внутренние документы компании и данные Refinitiv Eikon.
Мадуро объясняет нехватку топлива происками своих оппонентов, но не предоставляет доказательств. В прошлом он думал повысить цены на бензин до рыночного уровня, но отказался от этой идеи из-за политических рисков. В 2016 г., правда, цены были повышены более чем на 6000%, но бензин все равно остался самым дешевым в мире. Вместо этого правительство нормирует его продажу. Сейчас в некоторых штатах люди могут купить не больше 30 л в неделю, а в штатах Боливар и Монагас – только в определенные дни в зависимости от номерных знаков автомобилей.
Литр бензина стоит около $0,01, но те, у кого есть доллары США, могут купить топливо на некоторых АЗС по завышенным ценам или черном рынке, где он стоит около $36 за 30 л, отмечает WSJ. Это целое состояние для большинства венесуэльцев, поэтому многим из них приходится стоять в очередях. «Мы даже не думаем о еде, – приводит издание слова жителя Маракайбо Адольфо Солорсано, который одолжил бензин у соседа, чтобы хотя бы доехать до АЗС. – Мне нужен бензин, потому что я не могу пропускать работу».
Занимать очередь лучше всего вместе с друзьями или родными, чтобы можно было отлучиться поесть или сходить в туалет без риска потерять место, говорит Хосе Корреа, занимающийся доставкой еды. Хотя, по его словам, на третий день все равно приходит ощущение безнадежности. Кроме того, по ночам вооруженные бандиты грабят водителей, поэтому некоторые из них берут с собой подручные средства самообороны. Недавно Корреа простоял в очереди шесть дней, но спустя два дня ему пришлось вернуться, поскольку он израсходовал почти весь купленный бензин. «Это абсурд, – приводит его слова WSJ. – Ситуация превращается в утомительную рутину».