ЕС и Великобритания готовятся к жизни после Brexit
Надежды на упорядоченный выход страны из блока таютРиск выхода Великобритании из Евросоюза без каких-либо договоренностей растет, поскольку следующим премьер-министром страны может стать Борис Джонсон или кто-то другой из евроскептиков. Поэтому Брюссель и Лондон готовятся к подобному сценарию.
Еврокомиссия (ЕК) предупреждает бизнес, что не собирается принимать больше никаких мер, чтобы помочь ему в случае жесткого Brexit, а Великобритания пытается заключить торговые соглашения с другими странами.
Связанная с Brexit неопределенность негативно отражается на британской экономике, но помогла привлечь дополнительные инвестиции другим 27 странам блока.
Прошло уже три года с тех пор, как британцы проголосовали на референдуме о выходе из ЕС, и изначально он должен был состояться 29 марта 2019 г. Но парламент трижды отклонил соглашение с Брюсселем, о котором договорилась премьер-министр Тереза Мэй. В итоге Brexit отложен до 31 октября, а Мэй объявила, что летом уйдет в отставку. Некоторые кандидаты, желающие сменить ее на посту лидера консервативной партии и премьер-министра, заявляют, что выберут жесткий Brexit, если ЕС не согласится вести переговоры об изменении условий соглашения.
Учитывая такой расклад, ЕК на закрытом заседании в начале июня пришла к выводу, что вероятность жесткого Brexit возросла. Поэтому в среду, 12 июня, она призовет компании быть готовыми к выходу страны из блока 31 октября и не ждать дополнительной помощи от Брюсселя, пишет Financial Times со ссылкой на документы ЕК. Европейские власти уже приняли ряд мер с целью смягчить в краткосрочной перспективе негативные последствия жесткого Brexit для разных отраслей – от регулирования гражданской авиации до торговли деривативами. Но они считают, что идти на слишком большие изменения не стоит, иначе Великобритания фактически получит преимущества, которые ей могло бы дать соглашение с ЕС. «ЕК не планирует принимать каких-либо новых мер перед новой датой выхода», – сказано в документах.
С корейцами договорились
Великобритания договорилась с Южной Кореей о том, чтобы после выхода из ЕС продолжать торговать с ней на тех же условиях, что сейчас. Правда, соглашение пока не отвечает на вопрос о возможности беспошлинной торговли товарами, содержащими комплектующие как из Великобритании, так и ЕС, и через два года сторонам нужно будет договариваться о его продлении. Правительство Терезы Мэй в последнее время стало активнее торговые переговоры с другими странами, отмечает FT. Если еще три месяца назад соглашения Великобритании с другими странами покрывали только 28% ее внешнеторгового оборота, то теперь – уже 63%.
В случае жесткого Brexit экономика Великобритании пострадает гораздо больше, чем у других стран ЕС, считает ЕК. Некоторые признаки этого уже заметны. Как показало исследование fDi Markets (подразделение FT), за три года по I квартал 2019 г. инвестиции иностранных компаний в новые проекты в Великобритании уменьшились до $85 млрд по сравнению со $121 млрд за предыдущие три года. Для сравнения: инвестиции в остальные 27 стран ЕС за аналогичный период выросли на 43% почти до $340 млрд.
В результате в 27 странах ЕС за это время было создано 1,2 млн новых рабочих мест, т. е. примерно на треть больше, чем за предыдущие три года, по данным fDi Markets. Причем около 53 000 рабочих мест там создали британские компании. «Очевидно, что соседние страны начинают извлекать выгоду из связанной с Brexit неопределенностью», – утверждает Кристин Макмиллан из fDi Markets.
Также 10 июня было объявлено, что британский ВВП в апреле снизился на 0,4% по сравнению с мартом; это самый большой месячный спад с марта 2016 г. Во многом он связан с уменьшением производства автомобилей на 24% из-за того, что компании перенесли техобслуживание заводов на апрель, пытаясь обезопасить себя от возможных сбоев в цепочках поставок после 29 марта, первоначальной даты Brexit. Но и экономика в целом продолжает выглядеть «весьма бледно», полагает Джеймс Смит из ING: «Все это повышает вероятность спада по итогам II квартала».
Курс фунта после публикации этих данных опустился ниже $1,27; он потерял уже более 3% с тех пор, как Мэй в конце мая объявила об отставке. «Курс фунта упадет еще сильнее, если нынешний фаворит на пост лидера консервативной партии Борис Джонсон станет премьером», – считает гендиректор консалтинговой компании deVere Group Найджел Грин (цитата по FT).