Минфин предупредил о риске роста потребительского кредитования

Расходы на погашение и обслуживание кредитов увеличиваются, что мешает росту реальных доходов населения
Сокращение теневого сектора и рост потребительского кредитования – факторы, которые негативно влияют на реальные располагаемые доходы населения
Сокращение теневого сектора и рост потребительского кредитования – факторы, которые негативно влияют на реальные располагаемые доходы населения / Евгений Разумный / Ведомости, ТАСС, Сергей Карпухин / ТАСС

Сокращение теневого сектора и рост потребительского кредитования – факторы, которые негативно влияют на реальные располагаемые доходы населения, заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. «Это рост расчетов по кредитам – потребительским, ипотечным, и больше расходов по выплате процентов, и погашение основного тела кредита», – цитируют его «РИА Новости».

За I квартал 2019 г. реальные располагаемые доходы населения сократились на 2,3% в годовом выражении. В 2014–2017 гг. доходы падали, а в 2018 г. выросли лишь на 0,1% с учетом выплаты 5000 руб. пенсионерам в январе 2017 г. Минэкономразвития падение связывало с замедлением роста зарплат, отсутствием роста социальных трансфертов и сокращением остальных доходов – от предпринимательской деятельности, собственности и ненаблюдаемых. В феврале – марте реальная зарплата вовсе не росла, а за I квартал 2019 г. увеличилась всего на 0,4%. Минэкономразвития ждет роста реальных зарплат в этом году на 1,1%, а доходов – на 1%. Прогноз Центра развития Высшей школы экономики – рост зарплат на 1,5% и, вероятнее всего, падение реальных располагаемых доходов.

Последнее время власти все активнее предупреждают о рисках роста необеспеченных кредитов населению. ЦБ называл сочетание сокращающихся доходов населения и быстрого роста долговой нагрузки рисками для финансовой системы. «Рынок перегрет», – считает помощник президента Андрей Белоусов (его цитирует «Интерфакс»). А министр экономического развития Максим Орешкин на Петербургском международном экономическом форуме и вовсе предупредил о возможной рецессии в 2021 г. из-за существенного роста потребительского кредитования. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина с ним не согласилась. «Потребительское кредитование растет высокими темпами, и мы его пытаемся охладить. Но совершенно неправильно считать, что уже сейчас есть риски финансовой стабильности или риски пузыря», – сказала она.

Как ЦБ борется с ростом закредитованности

С 1 апреля коэффициенты риска по необеспеченным кредитам с полной стоимостью 10–30% годовых выросли с 120–200 до 150–230%. От коэффициента зависит размер резервов, которые создает банк по выданному кредиту. По выданным с 1 октября 2018 г. кредитам также дополнительно должны применяться новые надбавки к коэффициентам риска при расчете достаточности капитала, учитывающие долговую нагрузку заемщика.

Ужесточились и требования по ипотечным кредитам: с этого года при первом взносе менее 20% банки применяют повышенный коэффициент риска – 200% вместо 150%. По данным ЦБ, в 2018 г. впервые за историю наблюдений с 2006 г. было выдано 1,5 млн ипотечных кредитов на 3 трлн руб. – в 1,5 раза больше, чем в 2017 г.

Наращивать долг люди стали с 2017 г., пытаясь сохранить привычный уровень потребления, пишут эксперты РАНХиГС. За полгода с октября 2018 г. по 1 апреля 2019 г. рост задолженности россиян по необеспеченным кредитам ускорился на 3,7 процентного пункта до 24,3%. И хотя в I квартале он немного замедлился – до 22,1%, это по-прежнему существенно выше роста номинальных доходов россиян, указывал ЦБ. Долговая нагрузка по необеспеченным кредитам (отношение плановых платежей к располагаемым доходам домохозяйств) в 2018 г. приблизилась к пиковым значениям 2014 г. в 9%, составив 8,1%. «Тот темп, который есть – 30% в годовом выражении, абсолютно неустойчив, не соответствует росту номинальных доходов населения, которые растут темпами 5–6%, и учитывая дюрацию в 2–3 года», – отметил Орешкин.

Риски рецессии с 2021 г. оправданны, но вопрос, что станет причиной перегрева экономики – рост потребительского кредитования или финансирование национальных проектов ускоренными темпами, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Если кредитная нагрузка будет расти так же активно, как сейчас, то при снижении доходов двух-трех лет достаточно, чтобы привести экономику к рецессии, поддерживает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Хотя отношение розничных кредитов к депозитам пока невелико – 53%, чистая норма сбережений все еще выше, чем в 2014 г. (7–8%), и на обслуживание долга приходится не более 5% расходов населения, успокаивает Орлова.

Риски рецессии в 2019–2021 гг. минимальны, уверен ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Николай Кондрашов. Опрошенные Центром развития экономисты оценивают риск рецессии в 2019–2023 гг. в среднем в 22%.

Для индивидуальных предпринимателей розничное кредитование нередко источник инвестиционного финансирования, а чисто потребительское кредитование способствует росту спроса в экономике, отмечает главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. Люди часто берут новые кредиты для того, чтобы расплатиться по старым, но часть новых кредитов идет и на рост потребления – это видно из роста розницы примерно на 2%, говорит Тихомиров. На доходы продолжает давить общее состояние экономики, констатирует он: проводится достаточно жесткая бюджетная политика, компании не повышают зарплаты и люди вынуждены наращивать долговую нагрузку.

Сокращение теневого сектора и рост потребительского кредитования – факторы, которые негативно влияют на реальные располагаемые доходы населения