Налог на доходы российских нерезидентов может быть снижен более чем в два раза

Выиграют и трудовые мигранты, и россияне, живущие за рубежом
Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов решил, что единой ставки в 13% достаточно
Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов решил, что единой ставки в 13% достаточно / Евгений Разумный / Ведомости

Ставка налога на доходы иностранцев, которые платят налоги в России, может быть снижена с 30 до 13%. Об этом в четверг рассказал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов (его слова приводит ТАСС).

Сейчас налоговая ставка с доходов человека из России зависит от его налогового резидентства. Чтобы стать российским резидентом, нужно провести в стране более 183 дней в течение года. Для таких людей ставка налога – 13%, для остальных существенно выше – 30%.

Можно ли приравнять эти ставки, у Силуанова спросил представитель игорной зоны в Приморье. В ней большой поток иностранных туристов, объясняет представитель Минфина. Идея обсуждалась в Минфине давно, знает федеральный чиновник, – выбирать российское резидентство и платить НДФЛ невыгодно, зато выгоднее платить налог по соглашениям об избежании двойного налогообложения.

Для некоторых нерезидентов уже есть исключения – например, с дивидендов они платят 15% налога (а если они получены от международной холдинговой компании, переехавшей в специальный административный район, – 5%). Те, кто работает по патенту, высококвалифицированные специалисты (с зарплатой выше 167 000 руб.) платят налог 13%. При продаже недвижимости с 2019 г. нерезидент и вовсе не платит налог (если владел ею более трех лет до 2016 г. или более пяти лет с января 2016 г.).

Но тех, кто платит полные 30% налога, немало, говорит партнер KPMG в России и СНГ Донат Подниек: например, россияне, работающие за рубежом, игроки российских игорных зон, люди, которые сдают недвижимость в аренду или продают ценные бумаги, члены совета директоров российских компаний и др.

Предложение Минфина будет выгодно и работникам-мигрантам, и налогоплательщикам покрупнее, говорит партнер EY Антон Ионов. Например, зарубежным инвесторам, которые, возможно, даже захотят увеличивать инвестиции в российские ценные бумаги, фондовый рынок и частные компании, рассуждает он. Ставка в 13% – ниже, чем в других развивающихся странах, и сделает российский рынок привлекательнее, говорит Ионов. Мера стимулирует деловую активность, поддерживает управляющий партнер «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин. По предварительным данным ЦБ, приток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2018 г. сократился до минимума за последние 10 лет ($8,8 млрд), а чистый отток прямых иностранных инвестиций превысил $23 млрд против $8,2 млрд за 2017 г.

Налоговая среда – важный, но не единственный критерий инвестиционной привлекательности, скептичен главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Важна защита прав малых и средних инвесторов, но тут ситуация неоднозначная, говорит он. Крупные трансграничные инвестиционные проекты у России есть, но они скорее единичные, рассуждает Долгин, для массового притока нужны комплексные решения и более благоприятная внешнеполитическая среда.

Еще одно ограничение – обязанность с 2015 г. декларировать доходы от контролируемых иностранных компаний (КИК), говорит Ионов. Некоторые россияне меняли резидентство, чтобы не раскрывать информацию о КИКах, но при этом они остаются владельцами российских активов. Россиянам покидать страну надолго становится только выгоднее, сетует юрист BGP Litigation Анастасия Варсеева.

Но приравнивание ставок в любом случае упростит администрирование, единодушны юристы. Проблемы из-за разницы в ставках возникают постоянно, в том числе доходит до судебных споров, напоминает партнер Taxology Алексей Артюх. Снижение ставки – существенная экономия на налогах для людей, а для бюджета – несущественные потери, рассуждает он. Всего за 2018 г. иностранцы, работающие по патенту, заплатили 60 млрд из 3,7 трлн руб. собранного НДФЛ, следует из данных Федеральной налоговой службы.

Проще приравнять ставки, чем отслеживать статус резидентства по штампам в загранпаспорте, заключает Артюх. Снизится административная нагрузка и на работодателей – например, если сотрудник меняет статус с нерезидента на резидента, работодатель должен пересчитать удержанные налоги, рассказывает управляющий партнер компании УК «Право и бизнес» Александр Пахомов.

Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей».

Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов решил, что единой ставки в 13% достаточно