Список товаров, подлежащих маркировке, увеличится почти вдвое
Правительство хочет маркировать продукты, напитки и детское питание«Ведомости» ознакомились с распоряжением премьера Дмитрия Медведева об условиях одного из крупнейших государственно-частных партнерств – соглашения о системе маркировки товаров, а также о расширении их перечня. Подлинность копии документа подтвердил представитель аппарата правительства, он был подписан на прошлой неделе.
Создать систему маркировки товаров правительство решило в конце 2017 г. Тогда же ее оператором Медведев назначил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), с которым и будет в течение месяца подписано соглашение. Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у «Ростеха» и Александра Галицкого.
ЦРПТ уже маркирует табачную продукцию и в качестве эксперимента – лекарства, а с июня ФНС передаст компании контроль за меховыми изделиями. Предполагалось, что в 2019 г. маркировка станет обязательной для 12 категорий товаров и к списку добавятся шины, фотокамеры, обувь, блузы, верхняя одежда, одежда из кожи, парфюмерия, кухонное и постельное белье. Но Медведев решил добавить еще восемь групп товаров – готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, растительные масла, бытовую химию, косметику, безалкогольные напитки. Такие предложения правительство направило в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), говорится в распоряжении. Решение о маркировке новых групп еще не принято, рассказал представитель вице-премьера Максима Акимова. Представители ЕЭК и Минпромторга не ответили на запросы «Ведомостей» в воскресенье.
Кроме того, после года споров чиновники решили маркировать еще и готовую молочную продукцию. Поставка сырья будет контролироваться с помощью системы электронной ветсертификации «Меркурий», а от завода – с помощью маркировки, поясняет федеральный чиновник. Таким образом, всего чиновники намерены маркировать 21 группу товаров. К 2024 г. должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания, в которую войдет широкий список товаров, говорит представитель ЦРПТ. С большей частью перечисленных товарных групп ЦРПТ уже работает, тестирует механизмы, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес и снизить стоимость товаров для потребителей, рассказывает он.
Но опрошенные «Ведомостями» представители бизнеса идею не поддерживают. Маркировка товаров повседневного спроса не всегда экономически оправданна, указывали международные компании, входящие в Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), в конце 2018 г. в письме Акимову.
Сперва нужно проанализировать последствия ее внедрения для разной продукции, говорит сотрудник крупной пищевой компании, входящий в КСИИ, иначе снизится конкурентоспособность, вырастет себестоимость и замедлятся производство и перевозка. Не ясно, например, как маркировать мясо, которое было упаковано и разделывается в магазине, – каждый кусочек или только упаковку, зачем вводить дополнительную маркировку при наличии электронной ветсертификации, какова доля контрафакта и почему имеющиеся средства не решают проблему, перечисляет руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Группа «Черкизово» поддерживает обеление рынка, но для мяса и мясопродуктов уже есть система «Меркурий», напоминает главный аналитик компании Андрей Дальнов, а издержки от внедрения маркировки будут велики – только оборудование обойдется в сотни тысяч евро. За саму маркировку ЦРПТ будет брать 50 коп. без учета НДС с каждой единицы товара, за исключением жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб. – их промаркируют бесплатно.
Затраты на маркировку могут быть оправданы либо ростом спроса за счет снижения контрафакта, либо соображениями безопасности, как, например, для лекарств, считает человек, близкий к одной из сетей, продающей в том числе электронику. Но рынок электроники – один из самых прозрачных по таможенным и налоговым сборам, доля контрафакта минимальна и в основном в сегменте аксессуаров, которые поступают через трансграничную торговлю, так что маркировка вряд ли решит эту проблему, рассуждает он.
Риски могут возникнуть и для государства – но в связи с его же действиями. Государство не будет вкладывать в систему (расходы на ее создание превысят 200 млрд руб.) и в отличие от многих государственно-частных проектов не гарантирует ЦРПТ минимальную доходность, но в отдельных случаях оно готово компенсировать потери ЦРПТ. Например, если вырастет общая налоговая нагрузка, правительство не примет вовремя необходимые для проекта документы или введет дополнительные льготы по плате за маркировку. Компенсировать власти готовы не более 10% дополнительных затрат и не более чем 50% недополученной выручки. Также компания будет защищена от резкого роста инфляции и ключевой ставки (более чем на 25 и на 50% от прогноза соответственно) – тогда правительство может изменить плату за маркировку.
Ответственность публичного партнера гарантирует инвестору неизменность правил игры, говорит представитель ЦРПТ. Речь скорее может идти о продлении сроков партнерства, а не о финансовых компенсациях, отмечает он, такие условия соглашения соответствуют международной и российской практике. Это базовые риски для ГЧП, согласна партнер компании «Партнеры ГЧП» Дарья Годунова.