Торговое соглашение между США и Китаем оказалось под угрозой
Стороны заняли принципиальные позиции, и на поиск компромисса понадобится дополнительное времяВашингтон 10 мая повысил до 25% пошлины на импорт китайских товаров стоимостью $200 млрд, которые в январе были введены на уровне 10%. Президент Дональд Трамп также распорядился подготовить следующий шаг – введение 25%-ных пошлин на оставшуюся часть китайского импорта, т. е. более чем на $300 млрд. Подробности торговый представитель США Роберт Лайтхайзер пообещал раскрыть в понедельник. Переговоры, проходившие 9–10 мая в Вашингтоне, не принесли результатов, хотя вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ заявил в выходные: пока соглашение не достигнуто, любые изменения – процесс естественный. Он также отверг обвинения Трампа в том, что Китай «пошел на попятный», и заявил гонконгскому интернет-изданию Phoenix Media: «Мы не отказывались от своих слов. У нас были разногласия [с США], как оформить некоторые тексты».
Стороны договорились о новой встрече в Пекине, не назвав сроки. До недавнего времени они заявляли, что достигли значительного прогресса, ожидалось, что соглашение вскоре будет подписано. СМИ сообщали, что осталось решить, как обеспечить реализацию достигнутых договоренностей. Но неделю назад, перед важным этапом переговоров, который мог стать последним, Трамп неожиданно объявил о повышении пошлин. Накануне китайцы предложили много поправок, противоречащих основным требованиям Вашингтона, сообщило агентство Reuters со ссылкой на трех человек в правительстве США и трех человек из частного сектора, проинформированных о ходе переговоров. В каждой из семи глав проекта торгового соглашения были условия, которые Пекин отказался включать в свои законы: Вашингтон требовал ввести ответственность за хищение интеллектуальной собственности и коммерческой тайны, за принудительную передачу технологий, нездоровую конкуренцию, нелегальный доступ к финансовым услугам и манипулирование валютой.
США настаивали на включение в текст соглашения списка конкретных законов, требующих поправок, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на людей, следящих за переговорами. Но Китай заявлял, что это подрывает его суверенитет, а на принятие поправок уйдет слишком много времени. Правда, Китаю в прошлом приходилось менять законы по итогам торговых переговоров, прежде всего при вступлении в ВТО в 2001 г. «США правильно используют комплексный подход и не полагаются на одни обещания, но требуют изменения законодательства, чтобы гарантировать, что намерения китайского руководства будут в полной мере донесены до местных властей всех уровней», – сказал WSJ профессор Гарвардского университета Марк Ву, специалист в области права и международной торговли.
Торговый удар
Повышение Вашингтоном пошлин с 10 до 25% на $200 млрд товаров из Китая замедлит его экономику в этом году на 0,2–0,3 п. п., считают аналитики банка Barclays. А при введении 25%-ных пошлин на товары еще более чем на $300 млрд рост ВВП может потерять до 0,5 п. п. в последующие 12 месяцев, говорится в их отчете. В I квартале 2019 г. ВВП Китая вырос на 6,4%, превзойдя прогнозы аналитиков.
Китайцы ужесточили позицию на переговорах из-за поведения американского руководства, пишет WSJ со ссылкой на людей, знакомых с мнением китайских чиновников, которые сочли, что в Белом доме готовы к компромиссам. Особенно их впечатлил твит Трампа от 30 апреля, где он одновременно хвалил экономическую политику Китая и ругал ФРС США. «Китай добавляет экономике гигантский стимул и при этом держит низкие процентные ставки. А наш Федеральный резерв непрестанно повышает ставки», – написал Трамп. «Зачем постоянно просить ФРС снизить ставки, если у тебя не ослабевает экономика?» – сказал WSJ Мэй Синью из аффилированного с министерством торговли КНР аналитического центра.
Но экономика США демонстрирует хорошую форму: ВВП вырос в I квартале на 3,2% против 2,2% кварталом ранее, а безработица в апреле упала до почти 50-летнего минимума в 3,6%. Пекину же, если разразится торговая война, придется снова увеличивать кредитный стимул и госрасходы, чтобы поддержать начавшееся восстановление экономики, чего власти хотели бы избежать, указывают аналитики. «Китай хочет, чтобы его считали разумным и открытым к компромиссам», – полагает Марк Ву. Но Артур Кробер, партнер аналитической фирмы Gavekal Dragonomics, уверен, что для Китая важнее всего не показаться слабым и не прогнуться под давлением США. Поэтому Китай, считает он, «будет делать вид, что остается на своих позициях, при необходимости предложит [экономике] ограниченную поддержку и будет надеяться разрешить эту ситуацию [с США] в июне».
Если США все-таки введут 25%-ные пошлины еще на импорт стоимостью $300 млрд, Пекин даст валютному курсу упасть до 7,6 юаня/$ (сейчас 6,82 юаня), полагает Бо Чжуан из TS Lombard, что, по его расчетам, примерно компенсирует негативный эффект.
Трамп заинтересован в соглашении с Китаем, указывает главный экономист ING Марк Клифф: последствия полномасштабной торговой войны ударят по обеим экономикам и фондовому рынку, что сильно подорвет шансы Трампа на переизбрание в 2020 г. «Мы все еще считаем достижение договоренности вероятным, но сохраняющаяся тем временем неопределенность <...> означает, что финансовые рынки еще какое-то время будут сохранять осторожность», – написал Клифф в отчете.