Правительство просит регионы ввести раздельный сбор отходов
И пересмотреть территориальные схемы обращения с мусоромТерриториальные схемы обращения с мусором не проработали и полгода, а правительство уже рекомендует губернаторам пересмотреть их. Сделать это губернаторы должны до 1 января 2020 г., чтобы активнее вводить раздельный сбор отходов. Об этом говорится в поручении премьер-министра Дмитрия Медведева, опубликованном на сайте правительства. Чтобы стимулировать людей сортировать отходы, правительство предлагает возвращать им деньги, которые они платят оператору за вывоз мусора. Подготовить предложения должны Минприроды, Минфин, Минэкономразвития и региональные власти. Сейчас проверяются все территориальные схемы по обращению с отходами, чтобы создать федеральную схему, говорит представитель Минприроды.
За год в России образуется, по данным Минприроды, 70 млн т отходов и каждый год их количество растет на 3%. Перерабатывается всего 5–7%, остальное захоранивается. «У нас практически исчерпаны мощности полигонов, нет инфраструктуры по переработке мусора, требования СанПиНов давно требуют пересмотра», – признал министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин на коллегии в апреле. Правительство рассчитывает изменить ситуацию с помощью национального проекта «Экология» стоимостью почти 4 трлн руб., в том числе 300 млрд на реформу коммунальных отходов, – в 2024 г. перерабатываться должно 36% отходов. Отвечать за мусор должны региональные операторы, работающие по утвержденным в регионах схемам – в них определено, где образуется мусор и куда его отвозить. На новую систему уже перешли 70 регионов (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку до 2022 г.). Платежи населения за вывоз мусора, его сортировку и обработку резко выросли в этом году. Средний тариф (сортировка, обработка, перевозка и расходы оператора) – 562 руб. за 1 куб. м мусора, подсчитала FinExpertiza, минимум – 93,48 руб., максимум – 2487,85 руб.
Некоторые регионы ответственно подошли к формированию схем и даже согласовали их с населением, проведя общественные слушания, в других – те же люди продолжают возить мусор на те же сомнительные с точки зрения экологии свалки, но за гораздо большие деньги, говорит председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. 80% регионов не предусмотрели в схемах раздельного сбора отходов, констатирует он: инвесторы, готовые вкладывать в переработку, остаются без гарантированных потоков сырья, новые мощности по мусоропереработке не появляются, а старые недозагружены. Из-за отсутствия сортировки перерабатывающие заводы в России загружены только на 30–40%, отмечает Бурматов. По данным «Гринпис России», лишь 11% москвичей, например, имеют возможность раздельно сдавать мусор. По этому показателю Москва, где территориальная схема должна быть внедрена только с 2022 г., занимает 52-е место, а Санкт-Петербург, также получивший отсрочку, – 91-е.
Регионы должны утвердить новые схемы до конца года, чтобы согласовать их с населением, «поэтому мы предложили пересмотреть их и включить раздельный сбор», объяснил Бурматов. Поручение губернаторам носит рекомендательный характер и будет исполняться исходя из необходимости внедрения раздельного сбора, подчеркивает представитель Росприроднадзора, проект откорректированной схемы должен пройти общественное обсуждение. Чтобы регионы более серьезно отнеслись к этому поручению, нужно, чтобы к работе подключился Российский экологический оператор, у него есть возможность влиять на политику регионов через их дополнительное финансирование, отмечает он. Например, в первую очередь направлять деньги туда, где введен раздельный сбор, предлагает Бурматов. Представитель Российского экологического оператора не ответил на запрос «Ведомостей».
Многие территориальные схемы носят формальный характер: раздельный сбор может декларироваться, но не описана инфраструктура, невыполнимые сроки, в тариф оператора не заложены инвестиции, перечисляет эксперт по твердым коммунальным отходам Максим Шингаркин. Когда схемы разрабатывались, не было данных о мусоре – в регионах не всегда понимали, сколько его, кто производит отходы, объясняет исполнительный директор ассоциации региональных операторов «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. Поэтому теперь схемы надо актуализировать, говорит он.
Раздельный сбор увеличивает затраты регионального оператора на вывоз мусора – вместо одной машины его должны будут собирать две, говорит замдиректора регионального оператора Саратовской области Алексей Калямин. Компенсировать потери оператор может за счет более эффективной сортировки и сокращения затрат на захоронение. В Саратовской области, например, есть два сортировочных комплекса, которые принадлежат оператору, рассказал Калямин, на них прибывает несортированный мусор, который больше чем наполовину состоит из органики. Областной схемой раздельный сбор не предусмотрен, объясняет Калямин, но оператор сам проведет эксперимент в одном из районов, чтобы понять, вырастут ли расходы на перевозку и насколько население готово к сортировке. Но если у регионального оператора нет ни собственных сортировочных комплексов, ни полигонов, непонятно, как окупить дополнительные расходы, признается Калямин.