Компаниям могут разрешить переезжать из популярных офшоров в Россию

Пока российские офшоры привлекли всего три компании
Несмотря на льготы, бизнес не спешит переезжать в российские офшоры
Несмотря на льготы, бизнес не спешит переезжать в российские офшоры / Максим Стулов / Ведомости

Минэкономразвития не оставляет попыток привлечь бизнес в российские офшоры – специальные административные районы (САР) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. На этот раз министерство решило расширить список юрисдикций, из которых можно перевести компанию в САР: в нем могут появиться Британские Виргинские острова (BVI), Сент-Китс и Невис, Каймановы острова и другие государства, которые входят в Карибскую группу разработки мер борьбы с отмыванием денег (CFATF).

О подготовке таких поправок сообщил «Интерфакс» и подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник. Такой вопрос прорабатывается, лаконичен представитель Минэкономразвития.

САРы были созданы летом 2018 г. для поддержки попавших под санкции компаний. Стать резидентами российских офшоров могут только зарегистрированные за рубежом компании. Для этого они должны инвестировать в России минимум 50 млн руб. в течение полугода после регистрации. Взамен компаниям обещаны низкие налоговые ставки и смягчение контроля. Переехавшие в Россию компании могут скрыть информацию о своих бенефициарах (данные получат лишь управляющая компания, контролирующие органы и суды), не платить налог с прибыли от продажи активов, а также налог с дивидендов от «дочек». Если компания сама выплачивает дивиденды, ее бенефициар заплатит 5% налога с них, если это компания, и 13% – если человек. Так, UC Rusal (зарегистрирована на Джерси) благодаря переезду сможет сэкономить на налоговых выплатах около $80–100 млн, рассказывали «Ведомостям» два участника встречи менеджеров компании с инвесторами и банкирами, которая касалась размещения облигаций UC Rusal. Компания планирует переехать в САР вместе с энергометаллургической En+ (зарегистрирована на Кипре), которой принадлежит 50,1% UC Rusal. Компания сохраняет намерения сменить юрисдикцию на российскую, говорит представитель UC Rusal. Представитель En+ не ответил на запрос.

Пока за девять месяцев в российских офшорах зарегистрировалось только три компании, еще 10 подали заявки, говорит представитель Минэкономразвития.

В законе много ограничений, отмечают юристы. Процесс переезда слишком сложен, объясняет старший юрист Baker McKenzie Артем Торопов. Кроме того, переехать в САР могут компании из ограниченного списка стран – входящих в группу FATF, борющуюся с отмыванием денег, а также комитет экспертов Совета Европы по оценке антиотмывочных мер.

Если компании смогут переезжать в САРы из любых юрисдикций, это сразу повысит спрос на них, предупреждала партнер PwC Екатерина Лазорина.

BVI давно пользуется популярностью у российского бизнеса. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», учредители или совладельцы более чем 3000 российских компаний находятся на BVI, еще почти у 200 местных компаний есть представительства или филиалы в России.

Спрос на переезд в САРы есть именно со стороны компаний из международных офшоров, рассказывает партнер KPMG Анна Воронкова, как правило, именно там расположены головные холдинговые компании. Некоторые компании даже думали перевести бизнес сначала в промежуточную юрисдикцию, а оттуда в Россию, рассказывает Лазорина, но это сложный и затратный процесс.

Бизнес активно думает о переезде из офшоров из-за новых требований по реальному присутствию, объясняет Торопов. С 2019 г. многие популярные у российского бизнеса офшоры (в том числе BVI, Бермудские, Каймановы и Сейшельские острова) начали принимать законы, требующие от компаний заниматься реальной деятельностью на их территориях. За 2019 г. компании должны открыть полноценный офис, переехать из офшора или представить доказательства уплаты налогов в другой, прозрачной юрисдикции.

Еще один повод для интереса к переезду в САР – амнистия капитала, которой можно воспользоваться с мая, лишь если компания переведет капитал в Россию или зарегистрирует бизнес в САРах (до марта 2020 г.).

Расширение списка стран, откуда можно переехать, увеличит интерес к САРам, но всплеска не будет, считает Лазорина. Бизнес ждет, когда сформируется практика, объясняет она, а некоторые компании даже рассматривают варианты перевести небольшую компанию и посмотреть, как она будет работать. Пока не появятся успешные примеры работающих в САРах компаний, массового переезда ждать не стоит, согласна Воронкова.

В подготовке статьи участвовала Полина Трифонова