Бизнес после выхода из упрощенки может быть освобожден от НДС
Такое решение предлагает МинэкономразвитияМинэкономразвития предлагает ввести переходный период для компаний, которые переросли по выручке или числу сотрудников режим упрощенной системы налогообложения (УСН). Об этом во вторник рассказала директор департамента инвестиционной политики министерства Милена Арсланова.
При превышении выручки компании за год 150 млн руб. или числа ее сотрудников 100 человек бизнес больше не может пользоваться специальным упрощенным режимом выплаты налогов. По нему доходы компании облагаются налогом по ставке 6%, а НДС не платится. Но при переходе на обычный режим НДС нужно заплатить за прошлый период – с начала квартала, когда лимиты режима были превышены.
В результате нагрузка на бизнес резко возрастает. Это одна из причин дробления бизнеса, говорит Арсланова. У каждого второго среднего бизнеса есть своя компания на упрощенке, говорит владелец компании, перешедшей с упрощенного режима на обычный. Про такую оптимизацию слышно все чаще, отмечает и президент ТПП Сергей Катырин. Борьбу с искусственным дроблением бизнеса Федеральная налоговая служба (ФНС) ведет не первый год: доходила до Верховного суда, приходила с проверками в такие компании с ФСБ.
Минэкономразвития планирует обсудить с Минфином возможность дать таким компаниям налоговые послабления – например, не заставлять компании платить ретроспективный НДС, а начислять его с начала нового года или нового квартала, рассказала Арсланова. Департамент встречался с представителями бизнеса и экспертами, обсуждение с Минфином и ФНС планируется в ближайшее время, добавляет представитель Минэкономразвития.
Поручение оперативно подготовить такие поправки дал первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов, мы проработаем его, говорит представитель Минфина. Его коллега из ФНС не ответил на запрос.
Переходный режим также предусмотрен нацпроектом по поддержке малого и среднего бизнеса. По нему число занятых в таком бизнесе должно вырасти на 5,8 млн до 25 млн человек в 2024 г., а вклад в ВВП с 22,3% в 2018 г. до 32,5%.
Режим УСН должен был частично освободить бизнес от основной налоговой нагрузки – налога на прибыль, НДС и налога на имущество, но последняя льгота была отменена три года назад, а ставка налога на имущество еще и постоянно растет, напоминает президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов: «Но лишиться и оставшихся преимуществ очень болезненно, проблема действительно существует». Задним числом приходится менять отчетность, говорит старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев: «Многие специально откладывают переход на начало квартала, чтобы не пересчитывать все за три месяца».
Может быть и ситуация, когда компания просто не заметила, что превысила лимит, добавляет Несветов. Превышение как снег на голову, а кроме резкого роста налогов появляется, например, камеральная проверка, рассказывает владелец сети кофеен Алексей Петропольский. Требования же к бизнесу, к его подрядчикам гораздо жестче – на УСН компании вообще не следят за своими контрагентами, и, как правило, налоговики кроме налогов начисляют штрафы и пени. Все это приводит к банкротству или закрытию бизнеса, сетует он. При переходе рентабельность снижается, подтверждает Катырин.
Перейти на общий режим в добровольном порядке можно только с начала календарного года, указывает старший юрист «Щекин и партнеры» Евгения Миронова. Идею нужно поддержать – налогоплательщик должен четко понимать, платит ли он НДС, обязан ли выставлять контрагентам счета-фактуры, говорит она. Предпринимателю система перехода должна быть полностью понятна – это стимулирующая мера, считает Катырин.
Предложение Минэкономразвития снижает административные барьеры, но не налоговую нагрузку, отмечает президент «Опоры России» Александр Калинин: «Растущие компании ждут реальных преференций».