Власти ограничат исполнителей национальных проектов в выборе поставщиков

Так можно будет поддержать отечественного производителя
Помощник президента Андрей Белоусов признал требование закупать под нацпроекты отечественное оборудование целесообразным
Помощник президента Андрей Белоусов признал требование закупать под нацпроекты отечественное оборудование целесообразным / Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Власти ищут способы получить максимальную отдачу от 25,7 трлн руб., которые предполагается потратить на национальные проекты. Одна из идей, посетивших чиновников, – так ограничить возможности исполнителей национальных проектов, чтобы те покупали в первую очередь российские товары. Как видно из протокола совещания, прошедшего на прошлой неделе, помощник президента Андрей Белоусов признал требование закупать под нацпроекты отечественное оборудование целесообразным, рекомендовал Минпромторгу составить список подходящего российского оборудования и перечень законов, которые нужно будет изменить ради новых правил. «Ведомости» ознакомились с копией протокола совещания, подлинность документа подтвердили три федеральных чиновника.

Президент Владимир Путин подписал при инаугурации указ, в котором перечислено 12 национальных проектов. Они нужны, чтобы улучшить здравоохранение, образование, культуру и экологию, чтобы построить жилье и дороги, чтобы поддержать занятость и малый бизнес. Исполнение нацпроектов потребует закупок медицинского и строительного оборудования, приборов, средств телекоммуникаций, систем для жилищно-коммунального хозяйства и транспорта почти на 6 трлн руб., сообщал Путин в послании Федеральному собранию: «И эти ресурсы должны работать здесь, в России».

Сейчас в положении о госзаказе уже есть прямые запреты на покупку иностранных товаров, есть и приоритет у российских производителей. Но министерства должны были подготовить новые списки российского оборудования, которое подходит для национальных проектов, должны были разобраться, что уже есть и какого качества, объясняет федеральный чиновник, и некоторые министерства подготовили вполне качественные перечни, а некоторые не успели и будут списки доделывать. В согласии с этими списками и будет принято решение, какие именно ограничения для закупок для нацпроектов стоит ввести.

Если все необходимое оборудование у исполнителя уже есть и оно иностранное, ему не придется покупать новое российское, успокаивает чиновник: речь идет о дополнительных закупках. Также, по его словам, нет задачи запретить покупку любого иностранного оборудования.

Возможность пользоваться чужой техникой планируется оставить – если не найдется российских аналогов, равных ей по качеству, уверяет чиновник: «Закупать оборудование низкого качества никто не хочет и не будет». Не исключается и кооперация с иностранными производителями, оставляет надежду федеральный чиновник, особенно если иностранцы будут готовы привести в Россию технологии и локализовать производство.

Закон о госзакупках позволяет правительству ставить запреты, ограничения и условия допуска иностранных товаров, напоминает представитель Минфина: есть ограничения для закупок лекарств, медицинских изделий, техники, мебели, станков, программного обеспечения, радиоэлектроники. И госкомпаниям установлена 15%-ная преференция по цене для российских товаров, указывает он.

О том, что оборудование, которое будет использовано для исполнения национальных проектов, должно быть российским, говорилось изначально. В частности, для реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (она входит в нацпроект «Экология») доля российского и локализованного оборудования к 2024 г. должна составить 80%.

Мусоросжигательные заводы, которые будут построены в Московской области, более чем на 60% будут состоять из российского оборудования, обещает представитель компании «РТ-инвест». АО «Атомэнергомаш» разработало котлы для переработки отходов, рассказывает он, проект полностью загрузит его котельное производство на 2018–2020 гг. Уральский турбинный завод сделает для мусорного проекта новую серию турбин, первая турбина должна быть получена заказчиком в конце апреля, рассказал представитель «РТ-инвеста». Но фильтры для очистки выбросов планируется купить зарубежные – в России такой технологии нет.

В некоторых нацпроектах можно использовать исключительно российское оборудование, признает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Например, для инфраструктурных проектов оборудование уже производится в России, не нужно создавать новых предприятий или ждать новых изобретений. Но в проектах с высокой добавленной стоимостью без импортного оборудования реализовать идею невозможно, предупреждает он: в медицине или информационных технологиях кое-что вообще не производится в России и нет никаких предпосылок, что будет производиться в скором времени.

Чтобы посчитать влияние на экономику, нужно понимать, какая доля импорта изначально предполагалась во всех инвестициях, связанных с нацпроектами, говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. По России 32% инвестиций в 2018 г. напрямую зависело от импорта машин и оборудования, это довольно много, полагает он. Возможно ли снизить долю импортных комплектующих и приведет ли это к реальному снижению или только к формальному, на бумаге, пока большой вопрос, предупреждает Долгин.

Мультипликативного эффекта от закупок российского оборудования действительно можно было бы ожидать в краткосрочной и среднесрочной перспективе – до 2025 г., считает главный экономист холдинга «ПФ «Капитал» Евгений Надоршин. Но если даже он будет, то недолгим и небольшим, предостерегает он. Ни отечественные, ни локализованные производители машиностроительной техники не выглядят готовыми активно наращивать выпуск и уверенно выходить на внешний рынок, считает Надоршин. Пока поддержка есть, они чувствуют себя неплохо, но, когда она закончится, им станет хуже, опасается экономист.

Национальные проекты могут и не дать толчок развитию экономики, несмотря на то что сумма инвестиций огромная, продолжает Надоршин. Это в большой части переименование программ, которые прежде выполнялись или ожидались, с теми же источниками финансирования, заключает он.