Первый резидент российского офшора завис между двух юрисдикций

Компания Аветисяна зарегистрировалась на острове Русском, но не выписалась с Кипра
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

«Финвижн холдингс», компания Артема Аветисяна, стала первым резидентом российского офшора на о. Русском, но до сих пор не ликвидирована на Кипре, сообщил представитель Evison Holdings (подконтрольна Baring Vostok) Дмитрий Савочкин на заседании Арбитражного суда Амурской области, передал представитель инвестфонда. «Финвижн» требует от Evison исполнения колл-опциона на 9,99% банка «Восточный».

«Финвижн» стала первым резидентом отечественного офшора (специальный административный район, САР) на о. Русском в Приморском крае в сентябре 2018 г. По словам Савочкина, у компании было полгода, чтобы ликвидировать юридическое лицо на Кипре. Сейчас компания фактически существует в двух юрисдикциях, указал Савочкин и сослался на выписки из ЕГРЮЛа и кипрского реестра: у «Финвижн» два разных адреса – в Лимасоле и на о. Русском, на Кипре у компании три директора, в России – один. «Финвижн» не просто нарушила правила редомициляции (перехода из иностранной юрисдикции в российскую), но и создала правовую неопределенность, заявил Савочкин: например, неясно, кто без доверенности может изменять или прекращать обязанности компании.

«Финвижн» действительно зарегистрирована в России и на Кипре, следует из выписок ЕГРЮЛа и кипрского реестра, с которыми ознакомились «Ведомости».

Представитель Evison попросил суд отложить предварительное судебное заседание из-за заседания в Лондонском арбитраже в мае: он должен решить, может ли «Финвижн» требовать исполнения колл-опциона и в каком суде. Амурский арбитраж назначил рассмотрение дела по существу на 14 мая.

Представитель «Финвижн» от комментариев отказался.

Процесс смены юрисдикции во всем мире небыстрый, он может занимать от полугода до года, говорит партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов. Как правило, сначала компании нужно получить разрешение на переезд в той юрисдикции, где она зарегистрирована, потом – получить подтверждение, что у компании нет проблем (например, судов или налоговых задолженностей) в момент переезда. «Также компания должна подтвердить, что ее приняли в новом месте, а она не просто исчезает с лица земли, после чего ее выписывают из реестра регистрации», – объясняет Вахитов. Если сама компания не предоставляет вовремя документы, то процесс может и затянуться, предполагает он.

По российскому законодательству о САР компания должна переехать в течение шести месяцев, говорит топ-менеджер крупной юридической фирмы. Если в юрисдикции, откуда компания выписывается, закон предусматривает более долгий срок, то и времени на переезд компании может быть отведено больше, считает он. Переезд с Кипра можно провести в течение 4–5 месяцев, продолжает юрист: после получения разрешения на переезд компания должна дать объявление в двух местных газетах и ждать три месяца, чтобы кредиторы могли предъявить претензии. «После проходит заседание суда, и если претензий нет, то в течение месяца выдается сертификат о переезде», – заключает он.

Помимо «Финвижн» на о. Русском зарегистрированы еще две компании – «Аданимов трейдинг лимитед» и «Доналинк лимитед»: они стали резидентами российского офшора в феврале и марте 2019 г. соответственно.

Переехать на Русский хотят еще девять компаний, сообщало Минэкономразвития.