Контроль за расходами регионов может ужесточиться

Некоторым из них придется согласовывать свою долговую политику с Минфином
Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал идею Минфина ужесточить контроль за расходами и долгами регионов
Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал идею Минфина ужесточить контроль за расходами и долгами регионов / Евгений Разумный / Ведомости

Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал идею Минфина ужесточить контроль за расходами и долгами регионов. В понедельник он одобрил законопроект, который разделяет регионы на группы долгового риска, а также снижает предельные расходы на обслуживание их долгов. Но при условии, что Минфин уточнит ко второму чтению проекта размер компенсации регионам из-за отмены налога на движимое имущество, сообщила зампредседателя комитета Надежда Максимова (ее цитирует «Интерфакс»).

Ключевое предложение – снизить предельные расходы на обслуживание долга с 15 до 10% общих расходов регионов, при этом они не должны превышать 20% доходов региона с учетом дотаций.

Сами регионы Минфин предлагает классифицировать по трем группам риска – зеленой, желтой и красной. Регионы с низким уровнем долговой устойчивости (красная группа; доля расходов на обслуживание долга превышает 8%) смогут выходить на долговой рынок только для рефинансирования долга и по утвержденному плану восстановления платежеспособности. Регионы из желтой группы (расходы выше 5%) будут согласовывать программы займов. Для регионов из зеленой, нерискованной группы ограничений нет. Вернуться в эту группу регион может только спустя три года после того, как попал в зону риска.

Законопроект был внесен в Госдуму еще в конце 2018 г., но его рассмотрение было отложено до мая – комитет просил Минфин уточнить, что будет с регионами, долговая нагрузка которых уже превышает пороги и будет расти. Регионы из красной группы должны будут разработать основные направления долговой политики, согласовывать с Минфином программу займов и гарантий, говорит представитель министерства, при этом будет пре-дусмотрена возможность получения льготных бюджетных кредитов.

К зеленой группе Минфин относит 38 регионов, в том числе Москву и Санкт-Петербург. В желтой группе 43 региона, а в красной – оставшиеся четыре: Еврейская автономная область, Мордовия, Орловская и Псковская области.

Прошлый год оказался удачным для региональных бюджетов. Рост доходов и сдерживание расходов позволили регионам впервые за последние 11 лет закончить год без дефицита с профицитом в 0,5% ВВП. В плюс вышло рекордное с 2000 г. число регионов – 70, хотя сам долг сократился лишь на 4%, указывают эксперты РАНХиГС.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал идею Минфина ужесточить контроль за расходами и долгами регионов

В среднем расходы на обслуживание долга в 2018 г. не превышали 1%, говорит Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики, но это усредненный показатель, в отдельных регионах есть проблемы. Если же расходы на обслуживание долга растут, другие сокращаются – чаще всего социальные, продолжает он, поэтому Минфину легче сразу взять контроль в свои руки.

Структура помощи регионам уже сдвинулась в сторону «ручного управления», указывают эксперты РАНХиГС: без учета дотаций на выравнивание, распределяемых по формуле, остальные (на сбалансированность и др.) выросли в 2,7 раза в 2018 г., а другие межбюджетные трансферты – в 1,7 раза. И хотя власти ужесточают финансовый контроль за регионами последние два года, проблемы несбалансированности доходов и расходов и фискальных правил, которые не предотвращают накапливание долгов, до сих пор не решены, предупреждали аналитики S&P.

Разделение же регионов на группы – еще одно отступление от бюджетного федерализма, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Если сейчас регион может занимать на рынке для финансирования ­госпрограмм и расходов, при такой дифференциации слабые регионы будут просто приняты на смету бюджета. Но долг не всегда свидетельствует о проблемах региона, иногда займы нужны на развитие, а Минфин ставит риски на первое место, ограничивая возможности. В итоге мера еще больше закрепит неравенство регионов: богатые продолжат богатеть, а бедные – беднеть, предупреждает Редькин.

Возможно, желание Минфина контролировать бюджетную устойчивость чрезмерно, согласен Чернявский, ведь ситуация с долгом в регионах стабильна. С другой стороны, темпы роста межбюджетных трансфертов будут сокращаться. С 22,4% в 2018 г. до 7,9% в 2019 г., указывают и эксперты РАНХиГС, кроме того, цены на нефть находятся на уровне ниже среднего в 2018 г. И скорее всего, в 2019 г. таких профицитных результатов у регионов не будет, заключают они.