Мусорная реформа столкнулась с неплатежами

Операторы в некоторых регионах могут остановить работу
Региональные операторы утилизации отходов недобирают денег и могут остановить работу
Региональные операторы утилизации отходов недобирают денег и могут остановить работу / Маргарита Рябинкина / для Ведомостей

Операторы, занявшиеся утилизацией отходов по новой системе, на которую перешла Россия с 2019 г., испытывают сложности с получением платы за свою работу, говорится в черновике доклада министра природы Дмитрия Кобылкина для совещания у президента Владимира Путина, состоявшегося 11 апреля («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил человек, знакомый с текстом), – часть операторов может прекратить работу. Проблема низкой собираемости есть, согласился представитель Минприроды, но не стал комментировать выступление министра.

В среднем по стране собирают 50,3% платежей, сказано в бумаге. Остановить работу могут операторы Дагестана и Самарской области (собираемость 5%), Адыгеи (14%), Кабардино-Балкарии (15%), Пермского края (20%), Новосибирской области (23%), Алтайского (25%) и Красноярского (25%) края, Ульяновской области (30%).

Каждый регион должен был разработать схему, как собирать и что делать с мусором, и выбрать оператора. Не все успели, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку до 2022 г. На новую систему перешло более 80% регионов, сказано в черновике: в 253 зонах деятельности операторов работает 158 компаний.

Средний тариф (сортировка, обработка, перевозка и расходы оператора) – 562 руб. за 1 куб. м мусора, подсчитала FinExpertiza, минимум – 93,48 руб., максимум – 2487,85 руб. Тариф выше из-за длинных перегонов мусоровозов и из-за новых мусороперерабатывающих заводов и сортировочных комплексов и ниже, если эксплуатируются близко расположенные старые объекты, объясняет директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. По тарифу рассчитывают плату: компании получают пропорционально количеству утилизированных отходов, а жильцы и управляющие компании платят пропорционально количеству жильцов или площади. С региональным оператором договоры должны заключить все физические и юридические лица, которые потребляют услугу, предупреждает председатель совета директоров ГК «Чистый город» (оператор в Астраханской, Ростовской областях, Калмыкии, Адыгее) Полина Вергун. Выставляет счет сам оператор или покупает такую услугу, но не всегда удается собрать актуальную информацию, сетует замдиректора оператора Саратовской области Алексей Калямин. Начисления где-то включены в единую платежку, но чаще выставляются отдельным документом. Как платить, решает расчетный центр, единого порядка нет и это дополнительно осложняет ситуацию, говорит Калямин.

Отсутствие доступа к актуальной базе приводит к ошибкам, говорится в черновике доклада. В Тверской области платежки выставлены дважды половине жителей – 641 000 человек, а в Калининградской – умершим. Это были пробные пустые платежки для уточнения базы, комментирует высокопоставленный чиновник Калининградской области.

В Адыгее сборы уже 60%, знает Вергун, а недоплата – ожидаемый результат для запуска, операторы должны иметь финансовую подушку на это время. В Астраханской области в первый год задолженность была сотни миллионов, 5-месячная неуплата, помнит Вергун, теперь снижается благодаря разъяснениям и судам. В Саратовской области собрано более 60%, говорит Калямин, ситуация исправилась в последние пару месяцев. В Московской области даже на начальном этапе кассовый разрыв небольшой, комментирует представитель «РТ-инвеста».

Неоплата квитанций – часть проблемы, из-за некачественных баз многим платежи вообще не начислены, констатирует Губайдуллин.

Региональные операторы утилизации отходов недобирают денег и могут остановить работу

Некоторые компании продолжают заказывать услугу у серых перевозчиков, говорит Вергун. Выдают коммунальные отходы за производственные – их не должен вывозить оператор – и количество мусора у оператора становится меньше, чем прогнозное (при расчете тарифа), знает Губайдуллин. Есть управляющие компании, которые собирают деньги с населения, но не перечисляют их операторам, жалуется Калямин.

Губайдуллин указывает, что в некоторых регионах забыли целые микрорайоны или городские мероприятия. Но операторы не могут не вывозить даже неучтенный мусор – иначе им грозит потеря контракта, объясняет Калямин.

Отрасль декриминализируется, новая система вынуждает операторов работать вбелую, а у них нет собственных мусорных предприятий – и нарастают кассовые разрывы, все это может привести к переделу рынка, констатирует и. о. заведующего кафедрой экологического надзора РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Наталья Соколова. Существует законодательный механизм замены оператора, успокаивает представитель «РТ-инвеста». Проблемный оператор может обратиться в банки, институты развития, а затем и в «Российский экологический оператор», у него есть возможность выкупать доли в капитале, говорит директор АНО «Равноправие» Андрей Кондратьев.

80% операторов и раньше работали в отрасли, но часть их может стать банкротами, опасается Губайдуллин, тогда банки заберут их имущество. Правительство не должно допустить такого – нужно защитить формирующуюся отрасль экономики, призывает он.

Отрасли нужна господдержка – для стимулирования инвестиций и защиты капитала, для синхронизации нормативной базы, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. Но даже при господдержке в отрасли останутся 5–6 игроков с компетенциями, доступом к финансированию и способностью переживать долгосрочные риски. Это отнюдь не означает ухода с рынка компетентного малого и среднего бизнеса – они консолидируются в контурах крупных групп, заключает она.