ФНС готова по-новому искать схемы ухода от налогов
Новые инспекции смогут находить их сразу у целых отраслейФедеральная налоговая служба (ФНС) завершила реформу контроля за крупнейшими налогоплательщиками – инспекции, специализирующиеся на конкретных отраслях, будут администрировать вдвое больше компаний. Цель реформы – найти риски, характерные для отраслей и компаний со схожими бизнес-моделями, говорит представитель ФНС.
Реформа длилась более года – с конца 2017 г. До сих пор такие инспекции существовали только на федеральном уровне и контролировали 2000 налогоплательщиков с доходами от 20 млрд руб. в восьми отраслях: международные и транснациональные компании, нефтегазовый сектор, агропромышленный комплекс и розничные сети, производство и строительство, добыча и переработка сырья, энергетика и коммуникации, цифровая экономика, финансовый рынок. Теперь их зона контроля сужается – сумма дохода увеличена до 35 млрд руб. Но им подчиняются 12 новых межрайонных инспекций в разных городах (Кемерово, Екатеринбург, Новосибирск и др.). Они следят за теми же отраслями, но оказавшийся под их надзором бизнес поменьше – около 2000 компаний с доходом от 10 млрд руб. За последние годы увеличилась цифровизация экономики, изменился контроль за международными компаниями, структура экономики, начался обмен налоговой информацией, объясняет представитель ФНС.
Большинство опрошенных «Ведомостями» налоговых юристов и консультантов считают, что такие инспекции лучше понимают бизнес и будут более жестко взыскивать налоги. «Если какие-то компании до сих пор полагают, что их схемы не будут раскрыты, – это наивность», – предупреждает партнер PwC Раиса Алексахина. Но станет меньше неопределенности и необоснованных претензий, надеется партнер EY Алексей Нестеренко. «Реформа позволила создать центры компетенции для выработки единых правовых позиций и правоприменительной практики исходя из отраслевых принципов», – говорит замруководителя ФНС Сергей Аракелов. Это приведет к снижению административной нагрузки на компании и повышению их налоговой прозрачности, уверен он.
Бизнес часто жалуется, что налоговики по-разному трактуют одни и те же сделки или нормы права. Например, было много споров о применении льготы по энергоэффективности для коммерческой недвижимости, о том, что относится к движимому имуществу, являются ли крупные узлы техники (например, двигатели) самостоятельными объектами для амортизации. Подходы будут унифицированы, рассчитывает Нестеренко.
Благодаря реформе можно решать спорные вопросы до налоговой проверки, рассказывает финансовый директор «О’кей» Константин Арабидис (компания относится к специализированной «торговой» инспекции): «Не приходится каждый раз объяснять смысл стандартных для ритейла операций».
Режим самоочищения
ФНС выбирает отрасли, где видит массовые схемы ухода от налогов и проводит показательные проверки, называя это «системой управления поведением». Так налоговики действовали с фармацевтическим, ювелирным, алкогольным, клининговым секторами, с дистрибуторами IT, бытовой техники и электроники. После таких «чисток» компании некоторых отраслей стали подписывать хартии, обещая отказаться от недобросовестного поведения. Например, в 2017 г. аграрные компании обязались отказаться от контрактов с компаниями, похожими на «проблемные» и «транзитные». В противном случае ФНС начинает проверки. Так ФНС и сделала в феврале, проведя обыски вместе с ФСБ в крупных агрохолдингах.
Пока инспектора не разберутся в специ-фике бизнеса, они неизбежно относятся с подозрением ко всем сделкам, рассказывает заместитель гендиректора по правовым вопросам «Юкола-нефть» Федор Хорошев (также попала в отраслевую инспекцию). Представитель ФНС надеется, что изменения стимулируют компании переходить на налоговый мониторинг, т. е. согласовывать заранее сделки в обмен на предоставление онлайн-доступа к бухгалтерии.
Но любое изменение – встряска для компаний, предупреждает партнер Taxology Алексей Артюх, и бизнесу есть о чем беспокоиться. Очевидно, что реформа усилит контроль за крупнейшими налогоплательщиками, ожидания у бизнеса очень тревожные, сетует член -экспертного совета Торгово-промышленной палаты Максим Хвалибов: «У любой, даже самой добросовестной компании можно найти нарушения: можно воспринимать как схему любую законную сделку, уменьшающую налоги. Есть риски, что выводы по отдельной операции отдельной компании могут распространяться на всю отрасль». Инспекции, обнаруживая системные риски в отрасли, могут прийти с проверками к разным ее участникам, подтверждает представитель ФНС. Такой же подход в будущем нужно распространить и на все остальные компании, добавляет он.
Ровно так и произошло, например, в табачной отрасли: в марте 2018 г. налоговики обнаружили схему занижения НДС и акцизов с помощью фиктивных сделок. Погарская сигаретно-сигарная фабрика в декабре заключала сделки с аффилированными компаниями на крупные партии, чтобы начислить акциз до его повышения с нового года. Налоговики утверждали, что компания недоплатила налогов на 800 млн руб. Похожие схемы характерны для всей табачной отрасли – проверки по другим компаниям приведут к доначислению десятков миллиардов рублей, уверен представитель ФНС. Фабрика пыталась судиться с налоговиками, но проиграла суд, ее представитель не ответил на запрос «Ведомостей».
Еще одна проблема – удаленность компаний от инспекций, говорит Артюх: некоторые московские клиенты «поехали» в Санкт-Петербург, самарские – в Новосибирск, красноярские – в Москву. «Разница во времени между Воркутой, где наша компания, и Кемеровом, где наша инспекция, четыре часа – как нам работать?» – сетует менеджер компании, попавшей в новую инспекцию.
У реформы могут быть и политические последствия. Крупные компании уже не будут контролироваться налоговиками из региона, где они работают, указывает партнер ФБК Галина Акчурина. Сейчас крупные налогоплательщики из небольших городов тесно связаны с контролирующими органами, поскольку от их платежей зависит местный бюджет. «Их переезд снижает риски того, что налоговые споры будут решаться по-домашнему», – объясняет она. Но есть и минус: местные инспекции лучше знают жизнь предприятия, рассуждает Акчурина. Централизация – одна из задач реформы, подтверждает федеральный чиновник.
Пока бизнесу не хватает информации о том, как будет выстраиваться взаимодействие, проводиться проверки, перечисляет руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Главное – чтобы система была более или менее постоянной и не менялась каждые несколько лет, заключает Акчурина.