Доллары стали основным средством платежа в Венесуэле

Американская валюта спасает от гиперинфляции в социалистическом государстве
В социалистической Венесуэле фактически происходит долларизация экономики
В социалистической Венесуэле фактически происходит долларизация экономики / Federico PARRA / AFP

В Венесуэле наблюдается парадоксальная ситуация. В стране, которой управляет социалистическое правительство Николаса Мадуро, фактически происходит долларизация экономики. Из-за гиперинфляции американская валюта стала основным средством платежа в стране. Но это и усиливает неравенство в Венесуэле: получающим денежные переводы из-за границы венесуэльцам легче пережить экономический кризис, а остальные становятся еще беднее.

Экономика Венесуэлы сократилась в два с лишним раза с тех пор, как Мадуро занял пост президента в 2013 г. Отчасти это связано с падением цен на нефть и уменьшением ее добычи в стране, но в значительной степени – с национализацией и социалистической политикой. Правительство пыталось решить проблемы, печатая все больше банкнот, но это, его попытки контролировать цены и валютный курс (сейчас их в стране несколько официальных и курс черного рынка), а также нараставший дефицит привели к гиперинфляции. В результате, по данным ООН, за последние три года страну покинули 3,4 млн граждан, или более 10% населения. Но они поддерживают оставшихся родственников, присылая доллары из-за границы.

Уже более 25% венесуэльцев, или около 8 млн человек, используют доллары для оплаты повседневных расходов, пишет The Wall Street Journal (WSJ). «Работающие супермаркеты принимают только наличные или доллары, и не все дают сдачу, – рассказал изданию местный строитель Луис Мендоса. – Если у вас купюра в $50, придется потратить все».

США против влияния России в Венесуэле

Палата представителей конгресса США в понедельник приняла несколько законопроектов, касающихся ситуации в Венесуэле, в том числе о противодействии влиянию России на страну. Конгрессмены требуют оценить угрозу того, что Россия может завладеть Citgo, американской нефтеперерабатывающей «дочкой» венесуэльской госкомпании PDVSA. В 2016 г. 49,9% акций Citgo были заложены по кредиту PDVSA перед «Роснефтью» на $1,5 млрд. Российская компания одолжила венесуэльской $6,5 млрд в 2014–2017 гг. и получает нефть в счет оплаты. Ранее главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин утверждал, что акции Citgo выступают обеспечением по кредитам PDVSA и «Роснефть» не собирается напрямую управлять какими-либо активами Citgo в США. Представитель «Роснефти» не комментирует вопрос.

Денежные переводы увеличились после того, как в августе 2018 г. правительство либерализовало валютный контроль, пишет WSJ. По прогнозам экономистов, переводы выросли с $1,9 млрд в 2018 г. до $4 млрд в этом году и еще $1,5 млрд венесуэльцы могут снять со своих зарубежных счетов. Таким образом, приток долларов из-за границы может превысить доход страны от продажи нефти, который в этом году может составить $4,7 млрд, отмечает президент консалтинговой фирмы Dinámica Venezuela Эдуардо Фортуни: «В результате долларизации нефтяная экономика превращается в экономику, зависящую от денежных переводов».

Но это еще сильнее увеличивает неравенство в обществе, так как не у всех венесуэльцев есть доллары, отмечает директор консалтинговой фирмы Ecoanalitica Асдрубаль Оливерос. В основном доллары получают женщины от мужчин, уехавших на заработки в другие страны Южной Америки или Испанию, пишет WSJ. Остальным венесуэльцам уже давно приходится искать другие способы расчетов. Один из них – бартерный обмен. Причем люди охотно соглашаются принимать в качестве оплаты яйца – они содержат протеин, поэтому пользуются большим спросом среди голодающих венесуэльцев.

Владельцы бизнеса стараются привязывать стоимость своих товаров и услуг к доллару. Карлосу Сесару Авиле, которому принадлежит сеть кафе в Каракасе, это напоминает слова его родственника из Германии: «В каждой социалистической стране есть капиталистический черный рынок».

Спрос на доллары вырос и в другой стране, против которой США ввели санкции, – в Иране, где курс доллара на черном рынке в несколько раз превышает официальный. Тегеран пытается бороться с нелегальными торговцами валютой, но те принимают заказы через Telegram и придумывают оригинальные способы передать валюту клиентам. Например, под видом разносчиков пиццы или пряча деньги в сумках в магазине кожаных изделий.

В социалистической Венесуэле фактически происходит долларизация экономики