В госстройке меняются правила выбора подрядчика
Нефинансовые критерии станут более значимы«Ведомости» ознакомились с копией постановления правительства, которое меняет правила оценки заявок при выборе подрядчиков для государственного строительства дорог и уникальных, технически сложных и опасных объектов по госзаказу. Подлинность документа подтвердил собеседник «Ведомостей» в аппарате правительства, постановление подписано.
Согласно новым правилам, при заказах на строительство только опыт участника может быть нестоимостным критерием. Сам опыт может оцениваться по цене (суммарная стоимость или цена самого дорогого выполненного контракта) или числу уже выполненных в прошлом контрактов. Зато значимость этих нестоимостных критериев будет вдвое выше: не 20%, как сейчас, а 40%.
Такие предложения подготовили Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Постановление позволит повысить качество исполнения контрактов на строительство и сделать систему оценки на конкурсах более прозрачной, объясняет замруководителя ФАС Михаил Евраев.
В основном подрядчиков на строительство государство выбирает на аукционах, а на конкурсе – только немногие крупные объекты, перечисленные в постановлении правительства. В стройке действительно важно качество, это та сфера, которая требует опыта, говорит начальник управления муниципального заказа Челябинска Наталья Гутова. Бывает, что подрядчик прошел по стоимостным критериям, заключается контракт и только в процессе исполнения становится понятно, что компания не тянет проект, рассказывает она. Приходится расторгать контракт, но время уже потеряно, поэтому лучше оценивать опыт заранее, поддерживает предложения Гутова.
Государство смещает акцент в сторону привлечения высококвалифицированных участников строительного рынка и, соответственно, повышения качества строительных работ, полагает гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов.
Но если сейчас кроме стоимости и опыта заказчик может оценить квалификацию сотрудников, обеспеченность материально-техническими ресурсами подрядчика, его деловую репутацию, с вступлением в силу новых правил выставлять эти критерии он не сможет, предупреждает руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский. Это сильно сужает возможности заказчика: получается, он сможет оценить опыт компании, но не ее специалистов – т. е. когда-то давно исполнивший контракт подрядчик без людей и в предбанкротном состоянии имеет большие шансы получить заказ, рассуждает Сухадольский. А вероятность того, что остальные строительные работы выведут из-под аукциона в конкурс, крайне мала, предупреждает он.
С другой стороны, проект постановления позволит оценивать нестоимостные показатели на основе публичных открытых данных о подрядчике – исполненных им контрактах, что даст возможность повысить максимальную значимость нестоимостных критериев, заключает Сухадольский.