Экономические реформы в Саудовской Аравии идут с трудом
Пока они создали лишь еще больше проблемПопытки реализовать амбициозные реформы наследного принца Мухаммада ибн Салмана пока не дают заметных положительных результатов. Жители недовольны ростом цен на газ и электричество, появлением новых налогов и уменьшением числа экспатриантов, а добиться реализации главной цели принца – снизить зависимость экономики от нефти – не удалось. Но правительство пока не намерено отступать от своего плана.
После обвала цен на нефть принц Мухаммад в апреле 2016 г. пообещал трансформировать саудовское общество и экономику с помощью программы «Видение 2030», предполагающей привлечение иностранных инвесторов и IPO нефтяной госкомпании Saudi Aramco. Либерализация консервативного саудовского общества – открытие кинотеатров, разрешение женщинам водить автомобили и посещать футбольные матчи – принесли принцу определенную популярность. Но с экономической частью реформ дела обстоят хуже. Выход Saudi Aramco на биржу отложен на неопределенный срок, а иностранных инвесторов отпугнули прошлогоднее убийство журналиста-диссидента Джамаля Хашкоджи и арест сотен местных бизнесменов и чиновников в ходе антикоррупционной кампании в ноябре 2017 г.
Жизнь становится тяжелее
Прямые иностранные инвестиции в страну составили $2,4 млрд за первые три квартала 2018 г., пишет The Wall Street Journal. Хоть это и больше, чем за весь предыдущий год, но значительно меньше предыдущих среднегодовых значений. Так, в 2016 г. страна привлекла $7,4 млрд прямых иностранных инвестиций.
Жители недовольны уже принятыми мерами – сокращением субсидий на воду, топливо и электроэнергию, введением 5%-ного НДС, ограничений и пошлин за найм иностранных сотрудников. Именно этими факторами некоторые саудовские компании объяснили ухудшение своих финансовых результатов в 2018 г., пишет WSJ. «Мы видим лишь рост цен на газ и электричество, но как граждане не извлекаем какой-либо выгоды из этого», – приводит издание слова жителя Джидды Умма Саида.
Саудовская Аравия привыкла полагаться на дешевый труд мигрантов из Индии, Пакистана и других стран. Если в конце 2016 г. в стране было почти 10,9 млн иностранных рабочих, то с тех пор их количество уменьшилось более чем на 1 млн человек, согласно официальной статистике. Занять их место должны местные жители, ведь новый закон обязывает компании иметь в штате около 40% саудовцев. Но тех непросто заставить работать в частном секторе, так как их не устраивает зарплата или сама работа. Официальный уровень безработицы в стране превышает 12%, а среди молодежи близок к 40%.
Между тем, рост стоимости жизни вынуждает многих сокращать потребительские расходы и увеличивать сбережения. Депозиты в банках в прошлом году выросли до пятилетнего максимума, по данным центробанка Саудовской Аравии. «За короткий срок [саудовцы] вывели деньги из экономики», – приводит WSJ слова гендиректора консалтинговой фирмы Qamar Energy Робина Миллса. В результате цены на недвижимость опустились на 15% в 2016–2018 гг., а в январе началась дефляция. В феврале потребительские цены снизились на 2,2% в годовом выражении. Но в долгосрочной перспективе план принца принесет пользу, если будет выполнен хорошо, надеется Миллс.
По прогнозам МВФ, экономический рост Саудовской Аравии замедлится до 1,8% в этом году с 2,3% в 2018 г. При этом не связанный с нефтяным сектором рост – с 2,2 до 2,1% в 2019 г.
Нефть и госсектор по-прежнему в приоритете
Саудовское правительство признает проблемы, но настаивает, что реформы приносят результат. В декабре валютные резервы ЦБ впервые с середины 2014 г. выросли третий месяц подряд и достигли $488,9 млрд. На пике в августе 2014 г. они составляли $737 млрд. «Я забочусь о том, чтобы мы продолжали выполнять план «Видение 2030», и мы уже наблюдаем результаты», – заявил министр финансов Мухаммад аль-Джадаан (цитата по CNBC).
Однако экономика по-прежнему сильно зависит от нефтяной отрасли, на долю которой приходится 42% ВВП и почти 90% экспорта. В последние годы страны ОПЕК вместе с Россией и другими экспортерами нефти ограничивают добычу ради поддержания цен. Это способствовало тому, что стоимость нефти Brent поднялась до $67 за баррель. Но этого все равно не хватает, чтобы сбалансировать бюджет, для чего, по оценкам многих экономистов, цена должна превышать $80 за баррель. Впрочем, Эр-Рияд хочет, чтобы цены стабилизировались на уровне $70 или чуть выше, пишет Reuters со ссылкой на людей, знакомых с планами саудовского правительства. По их словам, это связано с его желанием сбалансировать спрос и предложение на мировом нефтяном рынке.
Чтобы поддержать экономику и население, правительство приняло рекордный бюджет на 2019 г. в размере 1,106 трлн риалов ($295 млрд), в который снова включило прямые выплаты гражданам в качестве компенсации за рост стоимости жизни. Однако инвестиции до сих пор делает в основном государственный сектор, а экономика стала еще больше зависеть от нефти, отмечает экономист HSBC Разан Нассер. «Пока результаты неоднозначные», полагает она, но считает, что правительству нужно сохранить приверженность долгосрочным реформам.