Великобритания теряет деньги из-за Brexit
Инвестиции в страну сокращаются, а из нее выведено $1,3 трлн финансовых активовДо официальной даты выхода Великобритании из Евросоюза, 29 марта, остается все меньше времени, но до сих пор неясно, как разрешится ситуация. В ответ на просьбу премьер-министра Терезы Мэй отложить Brexit ЕС дал отсрочку лишь до 22 мая, если парламент все-таки поддержит заключенное ею с Брюсселем соглашение. В противном случае срок будет отодвинут лишь до 12 апреля, и Лондон до этой даты должен будет «указать дальнейший путь».
Сохраняющаяся длительное время неопределенность отрицательно сказывается на бизнесе и инвестициях.
После референдума о Brexit в июне 2016 г. уже 23 финансовые организации публично объявили о переводе из Великобритании в Европу активов на 1 трлн фунтов ($1,31 трлн), по данным EY. Во время прошлого исследования в конце 2018 г. эта сумма составляла 800 млрд фунтов. При этом не все банки и другие финансовые организации публично объявляют о своих планах, отмечает EY.
Они также собираются перевести в Европу около 7000 сотрудников. После референдума в финансовом секторе на континенте было создано или создается более 2300 рабочих мест, а в Лондоне – чуть более 500, согласно EY. Потеря такого числа высокооплачиваемых рабочих мест скажется на британской экономике, предупреждает аудиторско-консалтинговая компания. По ее «консервативным оценкам», бюджет недополучит налоги примерно на 600 млн фунтов, хотя в реальности упущенная выгода будет еще больше, поскольку эти специалисты будут тратить свои деньги за границей. Чаще всего альтернативой британской столице служит Дублин, но Франкфурт, Париж и Люксембург тоже пользуются популярностью у финансистов.
Тренд наверняка продолжится. «Ни одна финансовая организация не может сейчас с уверенностью знать, как жесткий Brexit повлияет на нее, ее клиентов, цепочки поставок и британскую экономику в целом, – отмечает Омар Али из EY. – Сохраняющаяся неопределенность, несомненно, приведет к тому, что еще больше активов и людей будут переведены из Великобритании, и необязательно в ЕС».
По оценкам ЕЦБ, банки переведут из Великобритании в еврозону активы примерно на 1,2 трлн евро ($1,37 млрд), заявил в интервью Financial Times новый председатель Единого надзорного механизма (SSM) Андреа Энриа.
Между тем суверенные инвестиционные фонды резко уменьшили вложения в Великобританию – с $21 млрд в 2017 г. до $1,8 млрд в прошлом году, пишет FT со ссылкой на исследование мадридской IE Business School. Правда, в 2017 г. значительная часть инвестиций пришлась на долю одной сделки – китайская China Investment Corporation приобрела логистическую компанию Logicor за $14 млрд. Но и число сделок в 2017-2018 гг. уменьшилось – с 18 до восьми.
Суверенные фонды, «вероятно, собираются делать инвестиции или продавать активы, как только будет принято решение по Brexit», считает профессор IE Business School Хавьер Капапе.
Однако не все суверенные фонды избегают Великобритании, пишет FT. Нефтяной фонд Норвегии размером около $1 трлн, крупнейший в мире, недавно подтвердил свою приверженность стране и приобрел акции некоторых британских компаний. По словам его руководителя Ингве Слингстада, Brexit не влияет на стратегию фонда, поскольку его инвестиционный горизонт измеряется столетием. В последние годы он приобретал дорогую недвижимость в центре Лондона, а также стал акционером почти всех крупнейших британских компаний.