Бизнес попросил премьера отменить уголовную ответственность за валютные нарушения
Она мешает ему заниматься экспортомПисьмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с такой просьбой 18 марта направили четыре бизнес-ассоциации (Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Деловая Россия» и «Опора России»). «Ведомости» ознакомились с копией письма, его подлинность подтвердили представители РСПП, ТПП и «Деловой России». Представитель правительства не ответил на запрос «Ведомостей» в четверг вечером.
Жесткий контроль
Валютный контроль слишком суров, а наказания за невыполнение его правил чрезмерно «жестки», жалуются авторы письма. Так, за нерепатриацию валютной выручки в особо крупном размере срок лишения свободы достигает пяти лет.
А меры, которые принимает бизнес для снижения рисков, увеличивают стоимость экспорта, указывают бизнес-ассоциации. Страховка подобного риска недешева и не покрывает всю сумму, передал через представителя президент ТПП Сергей Катырин. В результате некоторым компаниям проще вообще не выходить на внешние рынки, пишут авторы письма.
Нерепатриация выручки не может быть самостоятельным преступлением, а только отягчающим обстоятельством, например легализации преступных доходов, настаивают авторы письма, а саму статью предлагают отменить. Такой законопроект уже подготовил Российский экспортный центр (РЭЦ) для стимулирования экспорта, напоминают они.
Правительство ждет, что экспорт к 2024 г. существенно вырастет. Согласно паспорту нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» за 2019–2024 гг. власти потратят на него 956,8 млн руб. В результате экспорт несырьевых товаров должен вырасти с $135,1 млрд до $250 млрд к 2024 г., а промышленной продукции – с $114 млрд до $205 млрд.
Чиновники против контроля
Сами чиновники признают, что валютный контроль нужно смягчать, но обсуждают его реформу уже несколько лет. Сейчас экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. За каждый день просрочки компания должна платить штраф в 1/150 ключевой ставки ЦБ, штраф за невозврат – 75–100% суммы сделки.
Призывал смягчить контроль и президент Владимир Путин. Но пока смягчения дождался только бизнес, попавший под санкции: ему возвращать валютную выручку в Россию больше не нужно.
На прошлой неделе первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов рассказал, что Минфин договорился с ЦБ полностью отменить обязательную репатриацию рублевой выручки экспортерам сырья к 2024 г. С 2020 г. можно будет оставить за рубежом 10% выручки, а к 2023 г. – 70%. Выручку в рублях не нужно будет возвращать с 2020 г., говорил Силуанов. Также Минфин и ЦБ договорились о снижении штрафов, рассказывал он.
Минфин и ЦБ письмо бизнес-ассоциаций не получали, сказали их представители. Корректировка Уголовного кодекса прорабатывается, добавил представитель ЦБ.
Заработавшая статья
Долгие годы статья УК никак не использовалась, потому что была неправильно сформулирована и фактически применить ее было нельзя, напоминает директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal Ксения Грицепанова. Но в 2013 г. статью переписали. При этом уголовная ответственность наступает, если экспортер не репатриировал более 9 млн руб. за год, но даже для средней компании это небольшая сумма, отмечает Грицепанова.
На практике уголовные дела против экспортеров по валютному законодательству редко заканчиваются привлечением к ответственности, говорит директор по вопросам регулирования в сфере внешней экономической деятельности РЭЦ Михаил Антипов. Но предприниматели сталкиваются с судебными издержками, несут репутационные и другие издержки, перечисляет он. Известны сотни подобных дел против компаний, отмечает партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко. И бизнес они действительно останавливают от осуществления экспорта, а те, кто решается, часто работают на невыгодных условиях – с требованием аванса или банковской гарантии на 100%-ную сумму контракта. Некоторые компании и вовсе не знают о риске уголовной ответственности, рассказывает Грицепанова.
Нужно отменить и саму обязанность репатриации, инструмент давно устарел, призывал руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Репатриация была нужна, когда действовали запрет на вывоз капитала и требование обязательной продажи валютной выручки (оба отменены в 2007 г.), считает Хаменушко: «Сейчас это архаичная, мешающая работать норма».