Власти Китая смогли ограничить теневой банковский сектор
Но это создает проблемы для экономикиСовокупный размер кредитов в теневом банковском секторе Китая в прошлом году уменьшился впервые более чем за десятилетие. Это хорошие новости для регуляторов, которые пытаются сделать финансовую систему страны более устойчивой, но не для нуждающихся в финансировании компаний. Перемены происходят на фоне попыток Пекина найти баланс между ограничением финансовых рисков и поддержкой замедляющейся экономики.
Размер теневого банковского сектора в Китае сократился примерно на 6,5% до 61,3 трлн юаней ($9,1 трлн), по оценкам Moody's Investors Service. Это самый низкий уровень с тех пор, как Пекин начал борьбу с неофициальными кредиторами в конце 2016 г., а также первое снижение показателя по итогам года более чем за 10 лет, отмечает Financial Times. Сейчас он эквивалентен 23,5% всех банковских активов и 68% ВВП Китая, хотя на пике два года назад составлял 87% ВВП.
В 2018 г. Китай добился прогресса в сокращении долгового бремени и снижении рисков в финансовой системе, утверждает управляющий директор Moody's Майкл Тэйлор. Но это также привело к тому, что «доступ частного бизнеса к кредитованию уменьшился, и это явно повлияло на темпы экономического роста».
Китайская экономика выросла на 6,6% в 2018 г., что стало худшим результатом за последние 28 лет. Многие аналитики прогнозируют ее дальнейшее замедление, и в марте Пекин снизил целевое значение роста ВВП до 6–6,5% в 2019 г. Правительство собирается стимулировать экономический рост с помощью снижения налогов, инфраструктурных проектов и поддержки частного и малого бизнеса. В частности, власти намерены увеличить его кредитование на 30%, продолжив снижать нормы резервирования для небольших и средних банков.
Объявляя недавно о мерах по фискальному стимулированию экономики, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян предупредил, что Китай в этом году «должен быть в полной мере готов к тяжелой борьбе». Ведь правительству необходимо оживить кредитование частного сектора, при том что совокупный долг в Китае приближается к 300% ВВП.
В этом году, как и в 2015 г., когда риск резкого замедления китайской экономики стал главным для мировых финансовых рынков, возобновились разговоры о том, что ее реальный размер меньше официально публикуемого, отмечает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. В недавнем исследовании американского Института Брукингса говорится, что в 2008–2016 гг. рост номинального ВВП завышался на 1,7 процентного пункта в год, прежде всего из-за завышенных данных, которые местные власти передают в Национальное статистическое бюро, и размер экономики в 2016 г. был в реальности на 12% меньше, чем сообщалось. «Если экономика меньше, чем до сих пор считалось, значит, долговое бремя еще больше», – отмечает Триси. С другой стороны, рассуждает он, эффект от фискального и монетарного стимулов, которые сейчас применяют власти, будет заметнее, если экономика меньше.
«Хотя политические приоритеты смещаются в сторону поддержания роста и замедления процесса сокращения доли заемных средств, мы не предвидим быстрого восстановления предложения теневых кредитов, поскольку власти продолжают думать о рисках для финансовой системы», – предупреждает Тэйлор. По его мнению, из-за сокращения доступа к таким кредитам частные компании станут чаще допускать дефолты по долговым обязательствам.
Число корпоративных дефолтов уже растет: согласно Natixis, в 2018 г. их было примерно на 20 млрд юаней ($3 млрд) по облигациям. Это почти вдвое больше, чем годом ранее, причем более 75% дефолтов пришлось на долю частных компаний. Власти пытаются исправить ситуацию, и в марте Народный банк Китая заявил, что в сотрудничестве с другими регуляторами попытается сделать кредитование более доступным для частных компаний. «Без доступа к теневому банковскому сектору стоимость займов для них была бы гораздо выше», – утверждает Алисия Гарсия Эрреро из Natixis (цитата по FT).
«В США и Европе мы знаем, каков примерный естественный уровень корпоративных дефолтов во время кризисов», – отмечает Триси. В Китае же власти лишь в последние года два стали разрешать дефолты по облигациям, поэтому неизвестно, сколько компаний могут обанкротиться и какой удар это нанесет по кредиторам, добавляет он.