Правила для инвесторов в общественный транспорт могут упростить

Такое предложение поддержали Белоусов и Кириенко
Развитие легкорельсового транспорта и трамваев поможет решить проблему пробок в крупных городах, писали эксперты Высшей школы экономики
Развитие легкорельсового транспорта и трамваев поможет решить проблему пробок в крупных городах, писали эксперты Высшей школы экономики / Евгений Разумный / Ведомости

Участники совещания в администрации президента по нацпроекту «Экология» договорились ускорить принятие законопроекта, который должен снять барьеры для инвесторов в общественный транспорт, например скоростные трамваи. Совещание проходило в начале марта под руководством первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко и помощника президента Андрея Белоусова, рассказали три участника правительственных совещаний по темам экологии и транспорта, а также подтвердил федеральный чиновник. Поправки должны быть приняты до июля, говорят собеседники «Ведомостей». Администрация президента не давала таких поручений, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Частные инвестиции в общественный транспорт – трамваи и автобусы, работающие на газомоторном топливе, – нужны для улучшения экологии и снижения выбросов, загрязняющих атмосферу, говорит участник совещаний в правительстве. Приоритет – 12 городов из нацпроекта «Экология», в том числе Красноярск, Липецк и др., инвесторы в общественный транспорт этих городов смогут претендовать на поддержку из федерального бюджета, сообщил чиновник.

Развитие легкорельсового транспорта и трамваев поможет решить проблему пробок в крупных городах, писали эксперты Высшей школы экономики. Но у городских властей денег на развитие такого транспорта не хватает, привлечению же частных инвестиций мешают барьеры в законодательстве.

Например, мешает то, что право на перевозки по одному или нескольким маршрутам предоставляется по итогам отдельных конкурсов, есть риск проиграть второй конкурс и в таком случае соглашение будет расторгнуто, говорит руководитель российской практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров. Это невыгодно и городу, которому придется компенсировать концессионеру расходы.

Еще одна проблема – концессия подписывается с муниципалитетом, а тарифы устанавливают региональные власти, которые не являются стороной соглашения, рассказывает Килинкаров. Муниципальные концессии в городах инвесторам неинтересны, подтверждал сотрудник компании, инвестирующей в инфраструктуру. Концессионное соглашение о создании трамвайных сетей есть только в Санкт-Петербурге.

Минтранс для решения проблемы предлагает привлекать регион в качестве третьей стороны при подписании соглашения с инвестором. Регион должен получить право выступать стороной в таких соглашениях, подтверждает представитель министерства. Если инвестор потеряет выручку из-за тарифов, он будет отвечать перед инвестором, объяснял сотрудник компании, инвестирующей в инфраструктуру.

Также Минтранс предлагает исключить второй конкурс, говорит представитель Минтранса. Законопроект находится на межведомственном согласовании, уточняет он. Представители Минприроды и Минэкономразвития не ответили на запросы, а их коллега из Минфина отказался от комментариев.

В ближайшее время трамвайные проекты могут запустить пять городов, говорил исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко. Хотя без федеральной поддержки трамвайные проекты доступны лишь немногим городам, предупреждает директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.

Задумка масштабнее – передавать в концессию всю систему общественного транспорта большого города, а не просто один из маршрутов, знает участник правительственных совещаний. Но для этого нужно прямо разрешить такие концессии в законе, чтобы не было риска ограничения конкуренции, считает Килинкаров.