Как будет работать новый госоператор отходов

От него ждут привлечения частных инвесторов в отрасль
РЭО должен стать ключевым игроком реформы мусорной отрасли
РЭО должен стать ключевым игроком реформы мусорной отрасли / Ярослав Чингаев / для Ведомостей

Проект устава публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (РЭО), указ о создании которой президент Владимир Путин подписал в январе, а также положения о наблюдательном совете структуры опубликованы на regulation.gov.ru. Правительство должно было утвердить их еще месяц назад. Но еще обсуждается структура новой компании, а также число заместителей ее гендиректора Дениса Буцаева, пока склоняются к 5–7 заместителям, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к РЭО.

Главный по стратегии...

РЭО должен стать ключевым игроком реформы мусорной отрасли. Сейчас в России образуется около 70 млн т бытового мусора, из которых перерабатывается только 5 млн т, остальное отправляется на полигоны, часто незаконные. К 2024 г. доля переработанных бытовых отходов должна увеличиться до 36% и должны быть построены новые мощности для переработки 37,1 млн т отходов, говорится в национальном проекте «Экология». На новую систему обращения с отходами уже перешли 70 регионов – приняли территориальные схемы, из которых должно быть видно, сколько и куда вывозится мусора, как планируется его перерабатывать.

За выполнение таких схем отвечают региональные операторы. А за разработкой схем будет следить РЭО: если отходы из одного региона потребуется вывезти в другой, компания будет участвовать в подготовке соглашений между ними. Также новая структура должна создать информационную систему обращения с отходами для всей страны и привлекать инвестиции в строительство мусороперерабатывающих заводов, говорится в проекте устава.

РЭО – не контролирующий орган, эти функции остаются у Росприроднадзора, ФАС, сохраняется и общественный контроль, говорит представитель Минприроды. Компания будет стратегически оценивать реформу, давать рекомендации регионам, например в каком регионе нужно построить дополнительные мощности по переработке, по какой финансовой модели это сделать, но реализовано предложение будет только с согласия региона, отмечает он.

Возможно, РЭО будет входить в капиталы региональных операторов, знает человек, близкий к компании, такое предложение обсуждается. Проект устава предусматривает возможность РЭО купить доли в уставных капиталах компаний, работающих с отходами, а также в проектных компаниях, реализующих инвестпроекты в области обращения с отходами. Если выкупить доли не получится, у экологического оператора все равно будут серьезные рычаги воздействия на региональных операторов – он сможет предлагать включать или убирать объекты из территориальных схем, считает собеседник «Ведомостей». С одной стороны, это даст возможность РЭО контролировать работу операторов, а с другой – может привести к монополизации рынка, предупреждает управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова.

...и инвестициям

Всего для реализации реформы нужно привлечь 180 млрд руб. частных денег за шесть лет (по нацпроекту). За это в первую очередь будет отвечать РЭО: компания будет разрабатывать федеральные и региональные меры поддержки инвестпроектов, финансировать их, в том числе разработку проектно-сметной документации, строительство, реконструкцию и модернизацию, подключение к инфраструктурным сетям. Согласно проекту устава, оператор сможет выпускать и покупать облигации, предоставлять гарантии.

Финансировать компанию на возвратной основе предполагается за счет доходов от экологического сбора (по прогнозам Минприроды, за 2019–2024 гг. власти соберут 15 млрд руб. сбора), а бюджет направит компании 75 млрд руб.. Экологический сбор – единственный целевой платеж природоохранного блока, напоминает и. о. заведующего кафедрой экологического надзора РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Наталья Соколова, эти деньги платят производители и импортеры, которые не утилизируют отходы самостоятельно. РЭО разработает методики расчета сборов для каждой такой группы товаров и упаковки, говорит она.

Мусорные проблемы

Пока на рынке работает мало перерабатывающих заводов. Компании, работающие с бытовыми отходами, в основном занимаются перевозкой либо специализируются на переработке только одного вида отходов (макулатура, пластик), писали эксперты Высшей школы экономики. Хотя можно перерабатывать и пищевые отходы (около 35% в составе бытовых отходов) и в мире они вторично используются в пищевой промышленности, медицине, ветеринарии и парфюмерно-косметической промышленности, в России же полезное использование пищевых отходов развито слабо. В первую очередь – из-за отсутствия системы выделения их из состава коммунальных отходов. Ключевое звено в отрасли переработки отходов – сортировка мусора, но мусоросортировочных комплексов в России только 60 (речь о средних и крупных предприятиях).

Недостаточно инвесторов, готовых вкладываться в инфраструктуру по обращению с отходами, объясняет Годунова: нет четкого понимания доходности или возможных преференций. Привлекать инвесторов – важная задача РЭО, но его самостоятельность ограничена: почти все вопросы, касающиеся поддержки инвестиций, нужно подтверждать на набсовете, что может усложнить процесс, опасается она. Главное, чтобы компания не бросилась тушить пожары протестов, не зациклилась на имидже, а действительно навела порядок в отрасли, которой нужны новые технологии и деньги, но в которой много серых элементов, призывает исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. Сейчас идет война за отрасль, а инвесторы на войну не идут, объясняет она. «Мы сейчас теряем даже тех, кто был», – заключает она.

РЭО должен стать ключевым игроком реформы мусорной отрасли