Белоруссия просит у России $600 млн

Кредит может стать инструментом политического давления на Александра Лукашенко
В середине февраля президенты двух стран Владимир Путин и Александр Лукашенко попытались договориться об условиях поставки Россией нефти в Белоруссию и ценах на газ
В середине февраля президенты двух стран Владимир Путин и Александр Лукашенко попытались договориться об условиях поставки Россией нефти в Белоруссию и ценах на газ / Пресс-служба президента России

Белоруссия попросила у России кредит в $600 млн на рефинансирование долга перед Россией же, сообщил в среду министр финансов республики Максим Ермолович. Решения пока нет, но эти средства уже заложены в российском бюджете на 2019 г., рассказал он.

«Ведомости» ожидают ответа от Минфина России.

Белоруссия получила в кредит уже более $6,5 млрд, не считая займа на строительство АЭС, говорил в середине января председатель правительства России Дмитрий Медведев. «По сути, мы помогаем, занимая деньги из нашей экономики. Это надо ценить, рассуждая о союзнических отношениях», – цитировал его «Интерфакс».

В середине февраля президенты двух стран Владимир Путин и Александр Лукашенко попытались договориться об условиях поставки Россией нефти в Белоруссию и ценах на газ. Это было уже седьмая за полгода встреча двух лидеров, но налоговый маневр – причину разногласий – даже не обсуждали.

В августе прошлого года Россия решила изменить систему налогообложения нефтяной отрасли: экспортная пошлина будет плавно снижаться и к 2024 г. станет нулевой. Одновременно увеличится внутри России налог на добычу полезных ископаемых: компании будут платить в бюджет не за экспорт нефти, а за сам факт ее добычи.

Это означает, что цена нефти для Белоруссии будет расти, а эффект от реэкспорта российской нефти – снижаться. Сейчас на реэкспорт страна отправляет 6 млн т в год, и экспортная пошлина оседает в местном бюджете. Минфин России в начале прошлого года оценивал недополученные доходы российского бюджета из-за таких схем в 300 млрд руб.

Белорусские власти оценивают потери от российского налогового маневра в $300–400 млн уже в 2019 г. и требуют от России компенсировать эти потери. На одной из встреч с Путиным Лукашенко прямо пригрозил, что в противном случае Россия может лишиться единственного союзника на западном направлении.

Россия до сих пор категорически отказывалась компенсировать убытки Белоруссии: налоговая политика – внутреннее дело России. Кроме того, российские чиновники говорили о том, что о компенсациях не может быть и речи до тех пор, пока правительство Белоруссии проводит протекционистскую политику в отношении своих промышленных предприятий, что ставит российский бизнес и российские товары в неравные условия с белорусскими.

Кредиты – традиционная форма поддержки других стран. В 2017 г. правительство выдало кредит Белоруссии на $700 млн на 10 лет. Всего в 2017 г. международная помощь России сократилась больше чем на $64 млн (или 5%) по сравнению с 2016 г. и составила $1,2 млрд (порядка 80 млрд руб.), оценивали эксперты РАНХиГС и Института Гайдара в ноябре прошлого года. $424,9 млн потрачено на списание некоторых долгов.

С одной стороны, подобные кредиты, конечно, – политический инструмент давления, говорит замдиректора Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Юрий Зайцев. Это классический, распространенный кейс, которым пользуется не только Россия, но и другие доноры: кредитор всегда пытается лоббировать свою позицию. Этим же может воспользоваться сейчас и Москва, полагает он.

С другой стороны, средства уже заложены в бюджете, а Москве выгоднее, чтобы Минск исполнил обязательства по прежним займам, пусть и чуть позже, рассуждает Зайцев. Россия может и списать кредиты, но обычно так происходит только тогда, когда должник уже пошел на очень серьезные политические уступки и доказывает лояльность кредитору. В нынешней ситуации Москва скорее рефинансирует кредит, даже если придется ослабить политические требования к белорусской стороне, говорит он.