Чиновники разработали механизм защиты инвесторов
Некоторые их предложения добавят бизнесу проблемМинфин и Минэкономразвития поспорили, как стимулировать бизнес увеличивать инвестиции, и разработали свои версии законопроектов по защите его вложений («Ведомости» ознакомились с копиями, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов на прошлой неделе поручил совместить обе версии проекта, рассказывает чиновник Минфина. По поручению премьера Дмитрия Медведева по итогам форума в Сочи законопроект должен быть внесен в правительство до 28 февраля.
Оба документа объединяет идея гарантировать инвесторам неизменность условий ведения бизнеса и основных налогов – на прибыль, транспорт, недвижимость и землю, а также предоставить им субсидии на строительство практически любой инфраструктуры. В обоих проектах инвесторам предлагаются два режима – базовый и индивидуальный.
Но условия предоставления льгот и сами преференции различаются. Минэкономразвития предлагает закрепить неизменными условия лишь на пять лет, Минфин – от шести до 18 лет. Также отличаются условия предоставления индивидуальных преференций. Минэкономразвития готово отдельно поощрить компании, которые внесут больший вклад в развитие отраслей экономики. Минфин – поощрить более дорогие проекты с большей долей частных инвестиций, направленные на создание новой инфраструктуры, экспортные проекты, а также проекты капитального строительства.
Что предлагает Минфин
Такие проекты могут получить дополнительную поддержку – например, капитальный грант из бюджета, дополнительную стабилизацию тарифов. По задумке Минфина бизнес также сможет использовать госимущество и получить помощь в сбыте продукции. Ключевое положение законопроекта Минфина – стабилизационная оговорка – защитит инвестора от дополнительных расходов, связанных, к примеру, с повышением требований к качеству товара, сокращением квот, введением санкций и даже решениями чиновников, если они приведут к сокращению рынков сбыта или увеличению сроков запуска проекта. При этом любая мера индивидуальной поддержки и сам проект будут проходить финансовый аудит. Финансовая поддержка от государства будет возможна, если доходность проекта не достигает средних показателей по отрасли. Но доходность в финансовой модели поддается счетным манипуляциям, замечает консультант крупной иностранной компании.
Также Минфин предлагает гарантировать возмещение стоимости имущества при национализации или изъятии собственности, а иностранным инвесторам гарантировать свободный вывод доходов за пределы страны.
В отличие от Минэкономразвития, Минфин предлагает распространить действие проекта на любые отношения с инвесторами за исключением финансовых проектов, а также проектов по нефтедобыче и в сфере алкоголя и табака, говорит чиновник. Соглашение о защите инвестиций можно будет заключить на шесть, 12 или 18 лет: на шесть лет проекты с собственными инвестициями до 3 млрд руб., на 12 лет – проекты дороже 3 млрд руб., а на 18 лет – проекты с собственными инвестициями, превышающими 10 млрд руб. Еще один критерий – в компании должны трудиться более 100 человек, ее уставный капитал должен превышать 50 млн руб. или доход – 800 млн руб.
Предложения Минэкономразвития
Минэкономразвития предлагает поддерживать лишь те проекты, в которых господдержка не превышает 50% инвестиций частного инвестора, а также ограничить субсидию в 50% налоговых поступлений от проекта и 5% сметы объекта. Также министерство считает, что нужно проводить конкурс и ввести банковскую гарантию или залог. Еще весной министр экономического развития Максим Орешкин предлагал правительству вовсе отказаться от разработки проекта о новых специнвестконтрактах, указывая на риски нарушения конкуренции.
Реакция бизнеса и экспертов
Если налоговые поступления оказались ниже ожидаемых, бизнес должен вернуть разницу государству. Государство должно привлечь частных инвесторов, а не отпугнуть, удивлен руководитель практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров: если показателей, заложенных в соглашение, не удастся достичь, государство может потребовать вернуть поддержку, оставив себе инфраструктуру, еще и возместить упущенную выгоду в виде недополученных налогов. То, что законом называется мерами господдержки инвестиций в инфраструктуру, – во многих случаях плата за объект инфраструктуры, а выполненные работы и оказанные услуги, как известно, должны быть оплачены, продолжает он. Такие условия не подходят для инфраструктурных проектов со сроком окупаемости 10-30 лет, считает он, даже на год никто не согласится заключать соглашение на них.
Оба проекта вводят новые режимы регулирования инвестиций, но зачем они нужны – непонятно, говорит партнер Dentons Василий Марков. По его мнению, сейчас и так достаточно режимов поддержки инвестиций – особые экономические зоны, специнвестконтракты, промышленные субсидии, инвестиционный налоговый вычет, – не хватает же простых, а главное, стабильных правил поддержки бизнеса. Важна стабильность правил игры, продолжает он, в этом смысле проект Минэкономразвития решает задачу и систематизирует меры поддержки, устанавливая для них общие правила (показатели эффективности, штрафы за расторжение соглашений).
Бизнес уже устал обсуждать с чиновниками законопроекты об инвестициях, а инвестировать готов и так, рассказывает сотрудник одной из крупных компаний. Чтобы законопроекты о защите инвестиций заработали, нужно создавать полноценный «инвестиционный кодекс», на это нужно время, говорит участник совещаний в правительстве. Чтобы создать комплексный законопроект по защите инвестиций, неважно в какой версии, нужно менять много законов и кодексов, но необходимо время и постоянный контроль президента, согласен федеральный чиновник. Нужно работать над улучшением общих условий ведения бизнеса, а не разрабатывать условия индивидуальных соглашений с отдельными участниками рынка, заключает управляющий партнер Prosperity Capital Александр Бранис.
Представители министерств отказались от комментариев.
В подготовке участвовала Полина Трифонова