В московском метро появилась госреклама вакансий на Дальнем Востоке

Пока властям не удается остановить отток населения из региона
На Дальнем Востоке будут рады всем, кто решит задержаться надолго
На Дальнем Востоке будут рады всем, кто решит задержаться надолго / Юрий Смитюк / ТАСС

В Московском метрополитене появилась реклама работы на Дальнем Востоке (см. фотографию). В ней говорится, что в регионе создается более 134 000 мест и уже сегодня нужны специалисты в области добычи полезных ископаемых, рыбной промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в логистике, машиностроении. Ознакомиться с полным списком вакансий предлагается на сайте «работадв.рф».

При переходе по указанному в рекламе адресу соискатель попадает на сайт Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК). Эта структура была создана в 2015 г. по поручению президента Владимира Путина и отвечает за привлечение кадров на Дальний Восток, демографическое и миграционное развитие региона, а также за сопровождение программы «Дальневосточный гектар». Агентство финансируется за счет имущественного взноса из федерального бюджета. В первый год работы оно получило 115,5 млн руб., а общий бюджет до 2019 г. должен был составить 894 млн руб., следует из распоряжения правительства о создании этого агентства.

АРЧК и Московский метрополитен не ответили на запрос «Ведомостей».

На Дальнем Востоке будут рады всем, кто решит задержаться надолго

Осенью Министерство развития Дальнего Востока сообщало, что агентство и Роструд начали работу в 14 российских регионах для привлечения кадров на Дальний Восток. Гендиректор АРЧК Сергей Ховрат рассказывал о планах доводить до соискателей информацию о вакансиях напрямую и в доверительной форме. В проекте привлечения кадров также участвуют разные компании, отмечало Минвостокразвития. Например, «Русагро» и судостроительное предприятие «Звезда».

Благодаря помощи АРЧК в «Русагро» было трудоустроено 294 специалиста, рассказал представитель компании. В «Звезде» не ответили на запрос «Ведомостей».

На сайте агентства действительно большой выбор (388 страниц) вакансий на Дальнем Востоке. Среди горячих предложений – электрогазосварщик в Большой Камень (до 90 000 руб.), ветеринар во Владивосток (до 100 000 руб.), агроном в Южно-Сахалинск (до 100 000 руб.), машинист буровой установки в Магадан (до 138 500 руб.). Есть вакансии учителей, водителей, сантехников, менеджеров по продаже, поваров, нет вакансий журналистов или пресс-секретарей.

Зарплаты в регионе на 25% выше, чем в среднем по России, пытается заманить соискателей агентство. Это верно лишь отчасти, отмечает пресс-секретарь Superjob Сергей Светоченко: средние зарплаты в крупных городах региона ниже московских в среднем на 18%, но при этом на 25–35% выше, чем в других крупных городах. По его словам, зарплата – самый действенный мотиватор для переезда в этот регион.

Российские власти в течение нескольких лет безуспешно пытаются остановить убыль населения на Дальнем Востоке. Например, в 2017 г., согласно Росстату, миграционная убыль составила 17 114 человек, а за январь – ноябрь прошлого года – 29 753 человека.

Помощь с переездом

АРЧК даже разработало программу адаптации переехавших работников. Им помогают с обустройством на новом месте, получением медпомощи, образованием, организацией досуга, а также трудоустройством семьи, говорится в материалах агентства. За четыре года работы организации 22 000 человек получили консультации, но лишь десятая часть – 2200 человек – приняли участие в программе.

Главная проблема Дальнего Востока – это люди, признавал гендиректор Фонда развития Дальнего Востока (еще одна госструктура для развития региона) Алексей Чекунков. В ноябрьском интервью «Ведомостям» он жаловался на то, что при строительстве грузопассажирских паромов для модернизации переправы Сахалин – материк не могли найти сварщиков, а они появились после окончания строительства Крымского моста. По данным АРЧК, кадровая потребность Дальнего Востока на этот год составляет 16 990 человек. Наибольшие проблемы с кадрами испытывают Приморский, Хабаровский и Камчатский края.

По данным опроса Superjob, около 23% респондентов готовы переехать работать на Дальний Восток, около 64% – не готовы, 12% – затруднились ответить (всего было опрошено 1600 человек).

В основном переезжают те сотрудники, кому интересны амбициозные проекты на Дальнем Востоке и нужны новые вызовы в профессиональной деятельности, говорит представитель «Русагро». По его словам, есть единичные случаи, когда человек вернулся обратно: «Кто-то поехал за любимым человеком, но отношения не сложились и пришлось возвращаться. Кому-то предложили повышение внутри «Русагро», но в центральной части России».

Выбор рекламного формата и канала коммуникации является обоснованным, а с точки зрения технологии рекламы сделано все достаточно грамотно, говорит доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Павел Родькин. В Московском метрополитене большой трафик и наверняка среди пассажиров есть целевая аудитория, добавляет он. Однако проблема многих государственных коммуникационных кампаний в том, что разместить одно рекламное сообщение будет недостаточно, нужно еще использовать СМИ, новые медиа, наружную рекламу и др., отмечает доцент.

В подготовке материала принимали участие Екатерина Бурлакова и Виталий Петлевой